Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Мы все страдаем синдромом туриста». Куратор Алиса Савицкая — о выставке «Культура материалов» в PERMM
В Музее современного искусства PERMM открылась выставка Елены Слобцевой. Проект «Культура материалов» состоит из масштабных инсталляций, которые пермская художница специально создала для выставки, вдохновляясь работами графика Леонида Попова, рисунки которого тоже представлены в экспозиции. Куратором выставки выступила Алиса Савицкая — руководитель отдела выставочных проектов Нижегородского «Арсенала» (филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина). Мы поговорили с Алисой о том, должны ли музеи совриска работать с локальным контекстом, и как с ним взаимодействуют художники.
Выставка «Культура материалов» создавалась специально для музея PERMM. Можете рассказать, как проходила эта работа: что шло от художника, а что
Лена не художник-исследователь, а скорее пластический экспериментатор. Она работает с формой, с внутренними принципами построения художественного произведения, ищет для себя ответ на вопрос «что такое искусство?», а не «какие истории это искусство могло бы рассказать?».
Из предложенного ею диапазона разных художественных приёмов мы выбирали те, которые, на наш взгляд, интересно показать в музее и возможно реализовать в заданные нам сроки в заданных параметрах залов. Если говорить про моё участие, то, наверное, главное смысловое решение, на котором я настояла
Как и почему на выставке возникло творчество Попова?
Важно, чтобы современные художники чаще заходили на территорию музеев истории искусства, вынимали работы из запасников и актуализировали их в моменте сегодняшнего дня. Графика Попова, попав в проект Лены Слобцевой, превратилась из истории в часть современности города.
Мы долго с Леной обсуждали, насколько глубоко ей, как художнику, нужно погружаться в рисунки Попова, в каком количестве их использовать. В итоге сошлись на том, что именно для её работы с видео и инсталляцией достаточно одного графического листа
Музей PERMM обратился к локальному контексту в связи с определёнными обстоятельствами в его жизни. У моего коллеги Ивана Козлова даже есть текст о том, как этот музей непросто приходил к работе с местными художниками. Нижегородский центр современного искусства «Арсенал» тоже много работает с локальным контекстом. А как он к этому пришёл?
У Центра современного искусства «Арсенал» противоположная история. Он был создан нижегородской командой, которая зародилась в локальном контексте, и поэтому наоборот всё время пытается расширить привычные границы локального и поставить «Арсенал» в контекст общероссийский, и, насколько это возможно в современных условиях, в международный. Это не значит, что мы не работаем с местными темами и местными сообществами. Мы с ними работаем постоянно!
Наша миссия заключается в том, чтобы это локальное сообщество не варилось само в себе, а являлось частью чего-то большего. Мы не боимся импорта, не боимся привозить готовые выставочные проекты из других музеев, не боимся до определённой степени быть снобами и завышать планку качества. Ведь эта завышенная планка качества подтягивает за собой всё культурное сообщество. Вместе с тем, мы, по мере сил, стараемся думать и про экспорт
Для нас «Арсенал»
К сожалению, ни в одном российском городе сегодня нет комплексной системы искусства, которая бы включала музеи, галереи, частных коллекционеров, арт-резиденции, фонды. У нас всех что-то есть, а чего-то не хватает. В Нижнем Новгороде есть галереи и коллекционеры, зато в Перми есть Центр городской культуры
То, что премия «Инновация» проходит в Нижнем Новгороде на базе «Арсенала», помогает в этой работе?
Оптимально для премии было бы путешествовать по разным городам, наподобие того, как путешествует по Европе биеннале современного искусства «Манифеста». Каждые два года «Манифеста» проходит в одном из европейских городов. Причём это часто не благополучные столичные города, а те, в которых есть какие-то экономические, социальные, политические проблемы
Сейчас «Инновация» прошла в Нижнем Новгороде второй раз, в следующем году будет третий. Мне кажется, что такой трёхлетний цикл оптимален. Первый год
В этом году мы мечтали распределить «Инновацию» как фестиваль по нескольким городским площадкам
По вашему опыту работы «Арсенала» и с премией «Инновация» можете сказать, если ли какие-то общие приёмы, с которыми художники приходят к локальному контексту. Может общие черты? Или это каждый раз что-то новое, и нет ничего похожего?
Во взаимодействии художников с локальным контекстом важную роль играют институции, типа «Арсенала», музея PERMM или Центра городской культуры. Потому что институция, которая пытается отрефлексировать город в разных его проявлениях, может подсказать художнику интересный источник тем, материалов или образов, о которых сам автор знал. Это вопрос кураторской чуткости и умения обратить внимание художника именно на ту городскую проблематику, в которой он, может быть, сам того не зная, потенциально заинтересован, которая связана с его эстетикой или стратегией коммуникации.
Меня восхищает в Перми то, как местные институции умеют точно подбирать крупных, сильных, самостоятельных художников и правильно «приземлять» их на местную территорию. В этом непростом процессе большую роль играет кураторская воля. Тем более, что у художников не всегда всё получается. Даже сильный автор может не создать в этом локальном контексте своё эталонное произведение. Это вопрос творческой удачи и творческого же везения. Задача институции и куратора в этом случае состоит в том, чтобы компенсировать слабые стороны работы художника дополнительными смыслами
***
Читайте также: Современное искусство на районе: как музей PERMM становился по-настоящему пермским
Рекомендуем почитать
Минстрой считает незаконным разрешение на строительство высотки рядом с ТЮЗом и требует его отозвать. Но городские чиновники не спешат этого делать
Что такое криптоискусство, и сколько можно заработать на «картинке в интернете»
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+