X

Новости

Сегодня
13:04 Во второй половине апреля пермские городские леса обработают против клещей
12:16 В Перми презентуют личный фонд и книгу политолога Олега Подвинцева
12:00 «Мы требуем закрыть подобные лазейки». Пермяки продолжают бороться со строительством гостиницы квартирного типа на берегу Уинки
Вчера
18:59 Миллион на ЗОЖ. Краевые власти ищут подрядчика для пропаганды здорового образа жизни
17:08 В Пермском крае женщину приговорили к восьми годам колонии за доведение дочери до самоубийства
2 дня назад
18:23 В Пермских трамваях появятся стикеры от приюта «Матроскин»
16:59 В выходные в Перми ограничат движение транспорта на Комсомольском проспекте
15:43 Жители Перми смогут обсудить исполнение городского бюджета
14:07 В пермской школе отравились 137 человек. Пять детей увезли в больницу
12:46 Чиновники хотят объединить две школы в Мотовилихинском районе Перми — № 50 и № 127
Фото: aquasonic.dk
Списки

5 необычных музыкальных инструментов: От карильона к гидролофону

На Международном Дягилевском фестивале-2017 датская команда Between Music представит проект AquaSonic. Для исследования иных акустических условий музыканты в буквальном смысле погружаются под воду, используя для исполнения особые вокальные техники и специально созданные инструменты. Кристаллофон, ротакорда, электромагнитная арфа не просто по-другому выглядят, но и открывают новые эстетические возможности среды, естественной для жизни и непривычной для музыки.

Мы вспомнили ещё пять инструментов, которые редко встретишь в концертных залах, и объясняем, что именно побудило их создателей зайти на неведомые территории звука.

Карильон

«Колокольный орган» кажется наиболее точным определением для этой машины. Клавиатура приводит в движение литые металлические голоса разной высоты и силы звучания. Карильоны действуют главным образом на колокольнях западноевропейских соборов — услышать и тем более увидеть их в других условиях можно значительно реже.

В России существует лишь несколько карильонов. Один из них установлен в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе, другой перемещается по улицам Белгорода на платформе специального грузовика. Появившийся в эпоху позднего Средневековья, сегодня карильон звучит в сочинениях Олеси Ростовской, Романа Туровского-Савчука, Франца Гейсена, Чарльза Вуоринена и других композиторов.

Иоганн Себастьян Бах, Токката и фуга ре минор. Исполняет Баудевайн Зварт:

Изобретения Льва Тремена

Лев Термен — музыкант и физик-изобретатель; член американского клуба миллионеров, сотрудничавший с советскими спецслужбами; лауреат Сталинской премии, прошедший через сталинские лагеря; человек удивительной судьбы, разговаривавший с Чарли Чаплином, Альбертом Эйнштейном, Владимиром Лениным и доживший до 97 лет. Он известен главным образом как создатель терменвокса — первого электронного инструмента, колеблющееся и взвизгивающее звучание которого можно услышать в старых научно-фантастических фильмах, альбомах The Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd.

Названия других изобретений Термена будто пришли из романов Стругацких: ритмикон, гармониум, электронная виолончель. Ещё в начале 1930-х годах в его лаборатории родился терпситон — машина, позволяющая создавать свето-музыкальные композиции движениями всего тела. Даже сегодня, когда электронные средства обработки звука используются повсеместно, работы Термена поражают воображение, воспринимаются как атрибуты той параллельной реальности, в которой всегда побеждает прогресс.

Лев Термен демонстрирует терменвокс:

Подготовленное фортепиано

Идея подготовленного фортепиано предельно проста и одновременно предполагает бесконечное множество вариаций. На струны инструмента и между ними помещают совсем не музыкальные предметы: болты, монеты, ластики, бельевые прищепки... Каждое такое «хирургическое» вмешательство существенно меняет тембр инструмента, создавая пространство для авангардистских опытов.

Одним из пионеров preparedpiano стал Джон Кейдж — новатор не только в области философии звука, но и в практике музыкальных перформансов. «Решив изменить звук фортепиано, чтобы сделать его подходящим для номера Сивиллы Форт „Bacchanale“, я пошёл на кухню, взял тарелку для пирога, принёс её назад в гостиную и положил на струны», — так, по воспоминаниям Кейджа, появился новый метод звукоизвлечения. Реди-мейд в «теле» одного из главных концертных инструментов и сегодня помогает композиторам в их творческих поисках.

Джон Кейдж, «Три танцора» для двух подготовленных фортепиано. Исполняют Себа Али и Жаклин Лян:

Детище Purity Ring

Инструмент этого вида существует в единственном экземпляре и не имеет чёткого названия. Собранный участниками канадского дуэта PurityRing из синтезатора и драм-машины, он также обзавёлся ветвями изогнутых металлических трубок с лампочками на концах. Изящный светящийся аппарат вносит особый визуальный компонент в выступления группы, оформляя композиции в духе эстетствующего синти-попа.

Издание TheIrishTimes увидело инструмент таким: «Нечто, на чём Тим Бёртон мог бы сыграть в составе своей группы в космическую эру стимпанка». Впрочем, работая на индивидуальный стиль и внешний эффект, это новаторство пока не претендует на продолжение и тиражирование.

Выступление Purity Ring в эфире KEXP:

Гидролофон

Это изобретение Стива Манна фактически превратилось в отдельный класс музыкальных инструментов. Используя законы гидравлики для создания звуков разной высоты, гидролофоны могут действовать в разных модификациях, в зависимости от материалов, акустической среды, дополнительных эффектов. Наиболее распространённый представитель выглядит как изогнутая труба с «клавиатурой» из небольших водных струй. Закрывая отверстие, исполнитель перекрывает поток и создаёт звук, отдалённо напоминающий тембр органа в верхних тональностях.

Особый, усовершенствованный вид подводного гидролофона команда BetweenMusic использует в проекте AquaSonic, познакомиться с которым гости Дягилевского фестиваля смогут уже через месяц.

Джеймс Хэнкок играет на гидролофоне, Стэнфордский университет: