Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Одиссей из нашего двора. Почти голливудская история артиста Михаила Орлова
Вся страна узнала его по второстепенной роли в хитовой комедии «Я худею». Колоритнейшая фактура позволяет ему играть в сериалах и фильмах простых мужичков — алкашей, бомжей, таксистов. Но до этого в театре он играл самых непростых персонажей в истории литературы, вроде Гамлета и Одиссея. Почти оставив пермские подмостки, актёр Михаил Орлов теперь покоряет большое кино и в Перми бывает урывками. В один из его приездов нам удалось встретиться и поговорить о работе в кино и театре. Но в итоге разговор получился о случайностях и трудностях в жизни артиста, и о том, как Михаилу Орлову с ними помогали справляться работа, семья и велосипед.
Право на show must go on
Разговаривали мы декабрьским вечером в кафе возле Театра-Театра, перед спектаклем «Географ глобус пропил», где Орлов играет одного из бичей, встретившихся школьникам на сплаве. Эта роль
Своим дебютом в кино Михаил Орлов называет художественно-документальный фильм Варвары Кальпиди «В поисках Заратуштры» 2005 года, но путь на большие экраны он, как и несколько пермских актёров до него, начал благодаря «Реальным пацанам».
Сначала был эпизод в первом сезоне. Спустя несколько лет и сезонов он снова появился в «Реальных пацанах» в роли постоянного второстепенного героя
Затем были эпизоды в сериале «Ольга» (роль: «бугор» могильщиков) и недавно закончившейся «Улице» (роль: таксист). Но, как ни странно, судьбоносными для Михаила Орлова стали пробы в сериал, которые он не прошёл. Призрак из «Бедных людей» запомнился кастинг-директору сериала «Физрук», и она попросила Орлова записать самопробы на одну из ролей. Самопробы
«Как мне рассказывал режиссёр „Я худею“ Лёша Нужный,
— говорит о попадании в кассовую комедию сам Орлов,— он просматривал видео и увидел вот эту пробу, которую я отсылал на „Физрука“. Он сказал— вот его мне привезите. И меня привезли».
Привезли пермского артиста для роли сельского комбайнёра-самогонщика Семёна, который ухаживает за мамой Ани. И как всегда у Орлова получился очень колоритный герой из народа
В официальном «Инстаграме» фильма подробно описана история попадания пермского артиста в «Я худею». Пробы Орлова для «Физрука» увидел сценарист сериала и со-автор сценария «Я худею» Константин Майер, он и показал их режиссёру Алексею Нужному. Артисту отправили отрывок из сценария фильма, он снова записал самопробы и отправил обратно.
«На маленькой провинциальной кухне сидел обычный мужик из глубинки и рубил свою простую правду: „Если не гнать, то на что жить“?
— пишут об этой пробе сами создатели фильма.— Мы сразу вызвали Михаила в Москву, привезли его на Мосфильм и просто влюбились в его простоту, деликатность, неуверенность, растерянность. В роли деревенского добряка он был гораздо точнее, чем все московские артисты, которых мы пробовали».
В конце этого поста авторы выразили уверенность, что после «Я худею» дела у Орлова пойдут в гору, и для следующего фильма специально для него купят права на Smack My Bitch Up. И сейчас Михаил Орлов действительно снова снимается у Алексея Нужного, правда не в фильме, а в сериале «Толя-робот». Орлов там снова играет «простого мужичка» дядю Пашу. Это сосед главного героя Толи (его играет Александр Паль)
Вообще с людьми, работавшими над «Я худею» у Михаила Орлова сложились тёплые отношения. Он даже снялся в вайне «Помочь?» (осторожно, в видео присутствует ненормативная лексика) у артиста и блогера Евгения Кулика, сыгравшего в «Я худею» главную мужскую роль.
Ещё благодаря «Я худею» Орлов снялся в клипе Димы Билана и певицы Polina «Пьяная любовь». Его туда позвала знакомая по работе над фильмом. Причём до съёмок артисту не сказали, чей это будет клип. Это снова была эпизодическая роль «мужичка», на этот раз баяниста на свадьбе. В клипе он произносит, а вернее, кричит всего одно слово: «Рысь!», улепётывая от привезённого братьями Запашными тигра.
Тому, что в кино приходиться играть в основном «обычных мужичков», артист не удивляется и даже запросто, полушутя говорит, что это может быть из-за того, что он отпустил бороду. А вообще он сам не стесняется никаких ролей, ведь, по его словам, в них тоже можно найти что сыграть, потому что «бичики ведь тоже люди». А вот с разницей между съёмками в кино и игрой на сцене театра Михаилу Орлову пришлось справляться, потому что театральный опыт был сильнее:
«Поначалу мне постоянно говорили, чтобы я театр немножко „прибирал“,
— рассказывает артист.— В театре надо быть ярче и эмоциональнее, а в кино оказывается, что ты чуть-чуть эмоцию дашь, у тебя глаза выпучились, и тебе говорят: „Не пучь глаза!“ Конечно, первое время мучился, был недоволен, что вроде как можно было сыграть так или так. Но потихоньку начал включаться, понимать, в чём разница. А разница в распределении внимания. Актёрская работа— это 85 % правильного распределения своего внимания».
Впрочем, в Москве пермский артист играет не только в кино. Известный театральный режиссёр Марат Гацалов который ставил в Театре-Театре спектакль «Пьяные», где Михаил Орлов играет одну из ролей, позвал его в свой новый спектакль «Утопия» в Театре Наций, который в этом сезоне номинирован на «Золотую маску». В этом спектакле по пьесе Михаила Дурненкова актёры играют лёжа на планшете сцены, но их видно так, словно они находятся в вертикальном положении. У Орлова там роль потрепанного жизнью алкаша Лёхи, владельца забытой и прогоревшей пивной «Утопия», которая гремела в 90-е, а сейчас его хочет восстановить из ностальгических чувств бизнесмен Кирилл (Андрей Соколов). В комплекте у Лёхи бывшая жена и сын наркоман. Вот как описывает эту работа актёра критик Марина Шимандина в рецензии журнала «Театр»:
«Михаил Орлов из пермского Театра-Театра безошибочно точно попадает в типаж подъездного забулдыги, суетливого и косноязычного, безобидного и безответного, поставившего на себе крест и не способного на протест. Маленького человека нового времени, такого маленького, что ни его жизни, ни его смерти никто не замечает».
В общем, на экране и даже в театре колоритный Михаил Орлов со своей седой бородой сейчас отвечает за образ человека из народа, и именно так его видят режиссёры. Но ранее в своей театральной карьере он сыграл такие роли, о которых мечтает любой артист.
Гамлет покидает Итаку
Если описанная выше история Михаила Орлова похожа на сюжет многих голливудских фильмов о достижении славы и успеха (которые у него в полном объёме, несомненно, ещё впереди), то история о том, как он стал актёром тоже во многом типична для многих людей этой профессии.
«Я в 93-м закончил школу, надо было поступать. Думал „что я хочу? что умею?“ Вот в садике ночью сидеть под гитару орать на весь Рабочий посёлок,
— откровенно рассказывает Орлов.— Ну куда ещё с этим? В культуру. Значит, пойду в культуру».
В первый раз он поступал в Пермский институт культуры, но не на актёрское отделение, а на режиссуру театрализованных представлений, тогда как раз набирал курс Владимир Данилин. Орлов «вылетел» сразу же, в первом туре, который, по досадному совпадению, проходил в день его рождения. Сам он не особо расстраивается по этому поводу и честно признаётся, что тогда толком и не знал, куда поступает.
Не потерять впустую целый год будущему артисту помогла мама. О ней Михаил Орлов говорит с особой теплотой: «Моя мама
Через знакомых она помогла ему устроиться на работу в драматический театр монтёром. Там семнадцатилетний Михаил Орлов проработал целый год, будучи самым молодым сотрудником театра. По его словам, именно после этого он полюбил театр и уже осознанно поступал на актёрский курс. В тот год курс набирал профессор, кандидат искусствоведения Г. А. Фомин.
«Мне очень повезло с мастером, потому что он был профессором, и у него был научный подход, целая система, технология. Он говорил, что вдохновения не будет каждый день. А технология есть всегда. И по этой технологии разрабатываются все навыки. Основное
— это познание себя. Ведь актёрская профессия— это именно познание себя, потому что ты роешься в чужих мозгах, в чужих чувствах. Ну как чужих— персонажа. Они становятся твоими, когда ты начинаешь в них рыться. И этот подход он в нас и зародил. Поэтому я никогда не отказывался ни от одной работы. Любая ролька— это всегда шаг вперед».
Но вот с работой после института возникли проблемы. Вернуться в качестве актёра в драмтеатр Орлов не мог, потому что в фойе малой сцены их курс так весело отгулял свой выпускной, что для молодого артиста он закончился в участке. ТЮЗ по этим же причинам тоже был закрыт.
«Мы учились с 1994 по 1998 год. В стране не пойми что происходило,
— признаётся Михаил Орлов.— Мы жили в институте— жили и пили. В окно вылезали и прочее. Жизнь была весёлая, но поведение хромало».
В итоге, опять же не без помощи родни, он, во многом неожиданно для себя самого, стал артистом Театра кукол, где и прослужил шесть с половиной лет, но затем перешёл в театр «У Моста». В тот период оттуда ушла почти вся труппа, и один из оставшихся в театре актёров был другом Орлова. Он-то его и позвал. Для артиста решение о переходе было трудным, он переживал, что предаёт людей, с которыми работал столько лет. Но аргументом стало то, что в «У Моста» больше работы в серьёзном, взрослом репертуаре. И о решении своём Михаил Орлов не пожалел. Он единственный известный мне бывший актёр «У Моста», который работу в этом театре вспоминает с радостью и с удовольствием рассказывает о том времени.
«Я работал в „У Моста“ три с половиной года, и это было очень бурное время. Настолько, что я даже не помню, в каком году и месяце что происходило. Так много всего было».
В «У Моста» он сыграл несколько очень ярких ролей. Фактически Михаил Орлов был одним из первых российских актёров, игравших в пьесах Мартина МакДонаха. Например, он был первым в России исполнителем роли Мартина в «Черепе из Коннемары». «Герой М. Орлова
Ещё он сыграл отца Уолша-Уэлша в самой первой российской постановке МакДонаха
Также в «У Моста» он сыграл роль значимую, сложную и важную для любого актёра в мире
Там он сыграл много интересных ролей, и со временем начался совершенно уникальный период
«Мы отрепетировали, сделали сдачу спектакля, а он (режиссёр Семен Серзин
— прим. ред.) на следующий премьерный день меняет мне задачу: резко, без репетиций, перед спектаклем. Сделать типа самоуничтожение. И я этого самоуничтожения дал. А режиссёр потом сам мне писал „Бунт“ на этом гипсе».
Но самой своей любимой ролью Михаил Орлов называет Одиссея в одноименном спектакле режиссёра Алексея Крикливого, поставленном по поэме Гомера. Это ещё одна героическая роль актёра, казалось бы, абсолютно негероической внешности, но удивительной энергии. Именно в этом сочетании бытового и эпического, транслируемого Орловым, критики и нашли главную особенность этого спектакля.
«Одиссей в исполнении Михаила Орлова
— немолодой, щуплый, потрепанный жизнью человек, на долю которого выпало бремя вынужденного геройства. Человек, всем своим существом бунтующий против эпической бравурности, отнимающей у него право на свою историю. Этому Одиссею не идут не только доспехи, но и знаменитая хитрость— в том, как проникает он в родной дом, нет особой ловкости: просто худенькую фигурку в сером плаще, притулившуюся в углу, никто и не заметил. Я— Никто, говорит Одиссей, и это не ловкая выдумка, но искреннее желание слиться с миром, избавиться от навязанной исключительности. Одиссей говорит прозой: слой за слоем снимает он с Троянской войны блеск героических легенд. Его война— грязна, утомительна, скучна и нелепа, а ее герои— такие же игрушечные и никчемные, как деревянный конек, пылящийся в доме постаревшего Менелая: детский аттракцион, а не великая выдумка мудрых стратегов».
Так писала об этом спектакле в «Петербургском театральном журнале» Анна Банасюкевич. В 2016 году «Одиссея» вошла в лонг-лист «Золотой маски». Впрочем, как и «Бунт», зрители этих работ оценить уже не могут
Тут бы закончить и без того уже объёмный рассказ почти голливудской истории актёра Михаила Орлова
Двухколёсный театр
«Год, когда папа остался не у дел, был одним из самых тяжёлых для него. Отец почти не выходил из дома. Сначала, первый месяц, его мучила беспричинная злоба. Казалось, он ненавидел всех и вся. Он неосознанно старался выместить её, выговорить, выорать. Срывался на домашних. „Мой Генерал, я соврал. Ты бы знал, как мне больно“,
Это фрагмент из текста «Служить Театру: эссе о рабстве». В октябре 2017-го года на самиздате «Батенька, да вы трансформер» его опубликовала старшая дочь Михаила Орлова
Когда я спрашиваю его, согласен ли он с тем, что было написано в том эссе, он отвечает, что плохо помнит тот текст, хотя дочь давала прочитать его после публикации. Но про некоторые вещи, сказанные там, говорит, что в них есть доля правды. Особенно в моментах зависимости от профессии:
«Вот что надо актёрам? Им надо рольку, а на фига? Любому актёру без ролей плохо. Они же идут в эту профессию, чтобы играть. Конечно, это зависимость от работы. А когда работы нет
— ну всё, привет. Вообще актёрская профессия зависимая. Она зависимая даже от того, дадут тебе рольку или нет».
Когда были проблемы с работой, Орлов нашел неожиданную отдушину в езде на велосипеде. В день проезжал 11 километров. Он так самообманом устраивал собственный двухколёсный театр
Сейчас на велосипеде Михаил Орлов ездит мало, поскольку Москву, куда артист перебрался в июне, он знает не так хорошо, как Пермь, где теперь бывает лишь наездами, а с навигатором и вообще гаджетами он не очень дружит. Даже своей электронной почты не имеет, чем каждый раз удивляет тех, кто спрашивает, куда ему прислать сценарий. Правда у актёра есть «Инстаграм» с информацией о ролях, новостями и песнями, но его ведёт не сам Орлов, а его знакомые.
Про все перемены, вроде того же переезда, случившиеся недавно в своей жизни, Михаил Орлов философски замечает, что это не он менял жизнь, а она сама взяла такой крен. И крен этот был не очень хороший: «Так всё сошлось, что здесь у меня был полный привет»,
Кажется, сейчас у Михаила Орлова всё более или менее в порядке
«У меня из-за проблем жизненных тогда башка была так занята, что я туда просто на арапа приехал, и не ознакомился ни с материалом, ни с видео, с которого читал. Ну и облажался. А потом ведь себя коришь, идёшь и думаешь
— может быть это был какой-то шанс в жизни, а ты его просрал. Не потому что ты какой-то тупой, а потому что просто промохал, а не делом занимался. И сейчас, когда даже маленькую рольку дают в какой-нибудь в серии, я читаю сценарий всей серии, чтобы быть в контексте, представлять всё это более широко. Это помогает и тебе самому».
Наш длинный разговор декабрьским вечером с Михаилом Орловым заканчивается. У журналиста иссякли вопросы, а герою надо успеть провести в зал до начала спектакля маму и дочерей. Тут стоит и закончить рассказ почти голливудской истории пермского артиста. Хотя, наверняка, самое интересное в ней ещё впереди. Заканчивая эту статью, я пребываю в замешательстве
***
Читайте также рецензии на спектакли Театра-Театра, в которых Михаил Орлов играл центральные роли: «Бунт» и «Сара Бернар».
Наши гиды по сериалам с упоминаниями «Бедных людей» и «Улицы».
Рекомендуем почитать
Очереди, возврат билетов и абонементов. Как бассейны, фитнес-клубы и театры Перми живут после введения системы QR-кодов
Очень странные мутки. Чего ждать от второго сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» — телехита про тех, кто вырос в 90-е
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+