Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Для европейцев 20 тысяч рублей — ничтожно». Граждане Литвы, участники экспедиции «Мемориала», в суде оспаривают штрафы от Минприроды Пермского края
26 ноября в Кудымкаре продолжились судебные заседания, в рамках которых оспариваются административные штрафы Министерства природных ресурсов Пермского края.
«Ни одна норма законодательства не запрещает прибираться на кладбище»
Судья Елена Кирова рассматривает жалобу Генюса Балюкевичуса
Генюс Балюкевичус
«26 ноября 2019 года в столице Коми-Пермяцкого округа, в Кудымкаре будут судить меня как злостного нарушителя российского закона,
— написал Генюс в „Фейсбуке“ за неделю до суда.— Маму мою с родителями, братьями и сестрами отправили в таёжный глухой поселок Галяшор. [...] Мои бабушка, дедушка и брат умерли от голода и похоронены в Галяшоре. [...] Мою маму убили 10 июня 1970 году в посёлке Касимовка. Отца посадили в 1956 году, суд был показательный. Ему дали 10 лет. Больше отца я никогда не видел и не знаю, где он похоронен. Теперь, через 64 года, пришла моя очередь. [...] Будут судить меня за то, что на Галяшорском кладбище, где похоронены мои родные и близкие, я наводил порядок».
Галяшорское кладбище находится в лесном фонде. Значит, обычным разрешением не обойтись. Нужно вывести кладбище из этой категории земель. Причём решение принимает Правительство РФ. Процедура занимает, по словам представителя Минприроды, в среднем 1-2 года. На вопрос, когда именно кладбище оказалось в лесном фонде, Михаил Никитин во время судебного заседания ответить не смог.
На наш запрос в краевом Минприроды сообщили:
«Значительная часть гражданских и воинских захоронений на территории Пермского края, в том числе расположенных в лесах, была образована в советский период. Лесной фонд СССР формировался в 30-е годы прошлого столетия. Все леса в СССР, в соответствии с основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, образовывали единый государственный лесной фонд. Землями государственного лесного фонда признавались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом. Таким образом, участки указанных захоронений [в Галяшоре], образованных в советский период на территории лесов, входили в состав государственного лесного фонда и из него не исключались. Основы лесного законодательства Российской Федерации (1993 г.) также определяли, что в состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесом), а также не покрытые лесом».
«Мне стыдно за то, что говорит представитель Минприроды»
Гражданам Литвы вменяется рубка трёх деревьев, ремонт забора на кладбище и установка там железных крестов. Об этом заявил на прошлом судебном заседании, когда рассматривалась жалоба Владаса Улинскаса, представитель Минприроды. Правда, кто и что именно из них совершил, в материалах дела не указано. Как и нет записи о том, что литовцам разъяснялось право на переводчика.
На самом деле, спецпереселенцы жили в бараках. Вот как о жилье в Галяшоре вспоминает Антанас Гуркшнис, переселённый сюда в 1945 году.
«Нас поместили в бараки, которые отапливались дровами. Всех в одну комнату
— ютились как сельди в бочке. Позже каждую семью распределили по отдельным комнатам. Она была для нас (4 человек) всем— там стоял стол, была кухня и спальня».
В итоге судья объявил о переносе заседания по оспариванию штрафа Генюса Балюкевичуса на декабрь и затребовал вызов свидетелей.
«Разъясняли ли вы право на переводчика и адвоката?»
Ещё 26 и 27 ноября в Кудымкарском городском суде продолжилось рассмотрение дел по штрафам, выписанным Минприроды литовцам Владасу Улинскасу, Станисловасу Улинскасу и Томасу Кукису. Представители Минприроды на заседания не явились. Сторона защиты настаивает, чтобы они были, поскольку именно они составили протокол и постановление об административном правонарушении. Однако из-за того, что в суд явились свидетели, было решено всё же их допросить, а после решить вопрос по переносу заседаний.
Из заявленных свидетелей явились житель Велва-Базы Леонид Ладанов, у которого останавливались литовцы во время приезда, и старший оперуполномоченный межмуниципального отдела МВД России «Кудымкарский» Алексей Лесников, который брал со Станисловаса Улинскаса и Гедиминаса Бразюлиса объяснительные в рамках уголовного дела по незаконной рубке леса. Копии этих объяснительных Минприроды вложило в дело. Лесной инспектор, выезжавший в Галяшор и составивший на литовцев протоколы, объяснительные не брал: посчитал это ненужным.
Ждала сторона защиты в качестве свидетеля и начальника Коми-Пермяцкого окружного отдела управления ФСБ России по Пермскому краю Кирилла Устинова. На прошлом заседании выяснилось, что он подписывал акт осмотра кладбища в Галяшоре вместе с лесным инспектором из Минприроды. Но сотрудник ФСБ не пришёл.
Леонид Ладанов, как и один из литовцев, участвовавших в экспедиции
«На кладбище в Галяшоре не только поляки и литовцы захоронены, там много и местных лежат. В основном, дети. Есть участник Великой Отечественной войны Михаил Габов,
— рассказывает он.— Хоронили на этом кладбище людей примерно до 1965 года. Потом все из посёлка выехали. Наша семья последняя уехала, это было в 1974 году».
Так как в материалах административного дела Минприроды не указало, что каждый из литовцев конкретно делал на кладбище, судьи Юлиана Чащина (она рассматривает дела Владаса Улинскаса и Томаса Кукиса) и Людмила Горькавая (она рассматривает дело Станисловаса Улинскаса) уточняют это у Леонида Ладанова. Он отвечает, что не знает, поскольку с ними на кладбище не работал: только привозил их по утрам в Галяшор на тракторе, а вечером забирал. Наверняка может сказать только про 70-летнего Станисловаса
Сторона защиты считает, что только на этом основании постановления о штрафах можно отменить. Пленум Верховного суда считает это существенным недостатком протокола об административном правонарушении. К тому же речь идёт об иностранцах.
По словам Леонида Ладанова, из пятерых литовцев русским языком владели только Генюс Балюкевичус и Станисловас Улинскас. Станисловас, как и Генюс, родился в депортации, только в Якутской области.
Чтобы доказать, что литовцы говорили на русском языке, Минприроды оставило ходатайство об истребовании материалов по уголовным делам, возбужденным после экспедиции. Сторона защиты против. В постановлении пленума Верховного суда от 24 марта 2005 года № 5 говорится, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административном правонарушении, и они не вправе заявлять ходатайства. Однако обе судьи
***
Читайте также: Кто такие спецпереселенцы и почему властям так не нравится эта тема
ФСБ, запреты и лес в Галяшоре. Роберт Латыпов
«Политические репрессии
Журналист Сергей Пархоменко о штрафах пермскому «Мемориалу» за уборку литовского кладбища: «Такие у России сегодня враги».
Ранее мы подробно писали о том, как волонтёры пермского «Мемориала» благоустроили памятник в Галяшоре, а полиция завела уголовное дело.
Главенство закона над здравым смыслом. Владимир Соколов
«Законы чрезвычайно важны, но в первую очередь нужна добрая воля». Посол Литвы о нелегальном памятнике на месте захоронения спецпереселенцев в Кудымкарском районе.
Рекомендуем почитать
В Кудымкаре новый дом, построенный для переселенцев из аварийного жилья, стал разрушаться. Жильцов попросили съехать до 1 мая
Новое на сайте
Промышленный модерн и не только: как выглядит архитектурное достояние «Мотовилихинских заводов»
В Перми учёные классического университета разработали проекты экологических парков в долинах Егошихи и Данилихи
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+