Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.
Русский стиль: путеводитель по нео- и псевдорусской архитектуре Перми
Наш очередной архитектурный гид посвящён редкому для Перми, впечатляющему и, пожалуй наиболее уязвимому архитектурному стилю — псевдорусскому. В нашем городе есть всего несколько объектов, которые можно отнести к нему (и то, чаще всего, с оговорками), и состояние большинства из них вызывает неподдельную тревогу. Впрочем, фотографии скажут об этом лучше любых описаний.
Только сперва поговорим о терминологии, в которой очень легко запутаться. «Ропетовская» архитектура, названная так по фамилии её создателя Ивана Ропета
Есть ещё неорусский стиль. Даже человеку, который имеет некоторые представления об архитектуре, бывает сложно отличить псевдорусский стиль от неорусского. Чаще всего этого и не делается, и термины используются как синонимы, или же неорусский стиль понимается как подвид псевдорусского. Некоторые исследователи считают, что псевдорусский стиль, восходящий к русско-византийскому стилю, заимствует мотивы византийской и русской архитектуры разных веков, а неорусский ориентирован конкретно на Древнюю Русь. Неорусский стиль более тяготеет к собственно модерну, псевдорусский
В общем, если вам интересно, вы можете продолжить этот ликбез самостоятельно, а в рамках нашего обзора это не так уж важно
Железнодорожный вокзал станции Пермь-I
Адрес: Монастырская, 5
Год постройки: 1878
Автор: П. П. Шрейбер, впоследствии
— И. А. Быховец (реконструкция)
Этот вокзал построили через четыре года после того, как в 1874 году было принято решение о строительстве Уральской горнозаводской железной дороги
В наши дни судьба здания складывается непросто. В 2004 году его признали аварийным, в течение последнего десятилетия оно долго и мучительно реставрировалось, в начале десятых в нём на волне «культурной революции» на короткий период открылась площадка Музея пермских древностей, затем здание снова закрыли на реставрацию. Забор перед ним спешно сняли перед Олимпиадой (именно здесь должна была завершаться пермская часть эстафеты олимпийского огня), затем снова взялись за реставрацию
Особняк Токаревой
Адрес: Пермская, 67
Годы постройки: Конец XIX
— начало XX века.Автор: неизвестен
Единственный памятник такого рода, расположенный в самом центре города, особняк Токаревой относится к псевдорусскому стилю. Это как раз отличный пример «ропетовской» архитектуры. С начала прошлого века в этом особняке (из-за обилия резных элементов на фасаде в Перми его часто зовут «теремком Токаревой») снимали комнаты разные местные служащие и представители интеллигенции. После муниципализации в 1921 года здание продолжило функционировать как жилое, но имена жильцов советского периода история не сохранила.
В наши дни в особняке находится кафе, которое в последнее время не работает. Несколько лет назад по соседству от особняка появился офисный центр ЛенКом, который, по замыслу его создателя, архитектора Сергея Шамарина, должен был создавать с теремком контраст архитектурных стилей. Контраст действительно бросается в глаза, этого не отнять.
Школа № 22
Адрес: Сибирская, 80
Год постройки: 1890
Автор: Ю. Дютель
Изначально это здание выполняло функции училища для слепых детей (полное название: богадельня для слепых Пермского губернского отделения Попечительства Императрицы Марии о слепых). Самая приметная часть здания, благодаря которой оно, собственно, и попало в этот обзор
После революции в здании организовали школу-коммуну, а с 1932 года здесь функционирует школа № 22, известная, в частности, тем, что в 37-м году в её стенах выступал лётчик Валерий Чкалов.
В девяностые годы к зданию пристроили ещё один большой учебный корпус. В наши дни псевдорусская пристройка не функционирует
«Муравейник»
Адрес: Пушкина, 76
Год постройки: 1912
Автор: В. А. Кендржинский
«Муравейник»
Изначально здание, которое сегодня в Перми знают как «Муравейник», было Кирилло-Мефодиевским мужским училищем. После революции в нём сперва базировалась детская библиотека, а затем по инициативе её заведующего
Сегодня в здании находится центр детского творчества, сохранивший заслуженное историческое название.
Казанская церковь Успенского монастыря (усыпальница Каменских)
Адрес: Плеханова, 39
Год постройки: 1908
Автор: не установлен. Предполагается авторство Ю. Скавровского, В. Васнецова или В. Покровского.
В храмовой архитектуре неорусский и псевдорусский стиль оказывается проявлен в наибольшей степени
Главное достояние церкви
На сайте Краевого центра охраны памятников Казанская церковь названа «лучшим в Прикамье образцом неорусского стиля в культовой архитектуре».
Дачи Синакевича и Мешкова
Адрес: Нижняя Курья, улица Кировоградская, берег Камы
Год постройки: вторя половина ХIХ века
Автор: неизвестен
Это, вероятно, самые яркие в Перми образцы «ропетовского» стиля. И самые проблемные. В конце позапрошлого века здесь, на берегу Камы, располагался, как бы сейчас сказали, элитный дачный посёлок, излюбленное место отдыха для представителей высшего общества того времени. Среди прочих в этом посёлке (в котором лучшие времена насчитывалось до полутора сотен дач) была возведена дача директора оперного театра Александра Синакевича и дача основателя пермского университета Николая Мешкова (о том, что зелёный домик с причудливыми башенками в своё время принадлежал Мешкову, Пермь узнала, кстати, совсем недавно
Рекомендуем почитать
Пеньки да столбики. Кто и почему превращает городские деревья в обрубки?
Новое на сайте
Сотрудники ДЮЦ «Здоровье» пожаловались губернатору на Людмилу Гаджиеву
«Больше похоже на эвакуацию». Фонды Пермской галереи переедут в офисный центр на Окулова
«Люди уже взбесились от этого беспредела». По словам пермяков, на Слудской горе вырубили 150 деревьев вместо 96
Минздрав: смертность людей старше 60 лет от ковида выросла в 10 раз
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+