Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Когда б вы знали, из какого звука. Фильм «Танец с саблями» как история рождения шедевра из кучи обстоятельств
В прокат вышел фильм Юсупа Разыкова «Танец с саблями», рассказывающий о том, как и в каких условиях композитор Арам Хачатурян написал своё самое знаменитое произведение. Фильм всё-таки можно посмотреть в Перми, что важно, ведь «Танец с саблями» был написан именно в нашем городе, когда Хачатурян был тут в эвакуации. Впрочем, в самой картине название города ни разу не звучит, что неудивительно, если учесть, что ни одного кадра в Перми не было снято. Но это и не важно.
Город Молотов, 1942 год. Вместе с театром имени Кирова (Мариинским) в эвакуации находится знаменитый композитор Арам Хачатурян (Амбарцум Кабанян). Он терзается муками творчества и болезни
По этому описанию может показаться, что режиссёр и сценарист Юсуп Разыков, безусловно выдающийся, но не очень известный широкому зрителю мастер, снял вполне себе типичный современный российский байопик о советском прошлом, где всё лучшее создавалась вопреки чему-либо. Как правило, «кровавой гэбне». Этот шаблон в последнее время так заездили, что он обрёл материальное воплощение в меме от Badcomedian. Но Юсуп Разыков работает много умнее и тоньше, и поэтому его «Танец с саблями»
А таких обстоятельств этих у киношного Хачатуряна великое множество: болезнь, война, холод, стук колёс поезда, тёплые воспоминания о родной Армении (солнечных флешбеков, контрастирующих с основной зимней частью фильма тут очень много) и мрачные о геноциде армян 1915 года, пьяный трёп с Шостаковичем (Вадим Свирский) и Ойстрахом (Александр Ильин), случайно заехавшими в Молотов, постоянные мольбы Аркадия и восторги Сашеньки, а также ненависть и давление Пушкова. Из этого и много другого в итоге и рождается тот самый «Танец с саблями». Фильм показывает, как художник, пропустив это всё через себя, создаёт нечто новое, прекрасное, что останется навсегда. Цитирование затёртой до дыр строчки Ахматовой про «...когда б вы знали, из какого сора» тут уместно, как нигде. Только в данном случае
Поэтому немного разочаровывающе смотрится финал картины, ведь само сочинение и «Танец с саблями» показано очень быстро, чуть ли не мельком. Напряжение к концу не нарастает и не спадает, и от этого конец фильма выглядит смазанным, и становятся видны некоторые грубые мазки в сценарии, которые, возможно, связаны с тем, что изначально планировалось снимать сериал.
Тут, к чести Юсупа Разыкова, надо отметить, что, в отличие от авторов байопиков, он не делает вид, что его фильм рассказывает правдивую правду, а честно признаёт, что хоть в основе и есть реальные события, но в «Танце с саблями» много вымышленного. Это так, более того, в картине есть даже несколько грубых анахронизмов. Но это всё не бросается в глаза и не мешает, потому что все выдумки (вроде антагониста Пушкова
Вообще что касается персонажей, то Разыков прекрасно умеет их показать их как живых людей. Даже Пушков здесь не стереотипный злодей, запрещающий всё «ублюдок из обкома». Да, он сволочь, но у него есть свои причины быть таким. К тому же актёр Александр Кузнецов (к сожалению, он скончался в прошлом году, для него эта роль была одной из последних) наделил своего персонажа каким-то жутковатым ледяным обаянием. Пушков здесь этакий Сальери для Хачатуряна, которого Амбарцум Кабанян сосредоточенно и напряжённо (но не напряжно) играет как трудягу, полностью погружённого в рабочий процесс, который у композитора, на самом деле, идёт всегда.
Но именно пермякам атмосфера может помещать нормально воспринимать «Танец с саблями». В самом фильме названия города ни разу не возникает. Только один раз в кадре ненадолго мелькает табличка с позорной надписью «Общежитие пермского комбината». Но это не слово «Пермь» на танке Т-34 в одноимённом фильме, так что глаз не режет. Хотя мы-то всё равно знаем, что город в фильме
Но если отвлечься от краеведения, которое в данном случае не имеет никакого значения, то «Танец с саблями»
- Ранее мы писали, что «Танец с саблями» можно будет увидеть только весной в «Премьере». Но сеть «Синемапарк» всё же выпустила фильм в прокат вовремя, поэтому картину в Перми можно увидеть и в их кинотеатрах.
***
Подробно о фильме «Танец с саблями» и причинах того, что его не снимали в Перми, читайте в нашем интервью с режиссёром и сценаристом Юсупом Разыковым.
Рекомендуем почитать
Гнев Гая Ричи
Новое на сайте
В Перми учёные классического университета разработали проекты экологических парков в долинах Егошихи и Данилихи
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+