Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Пермский «Мемориал» и Центр городской культуры совместно с интернет-журналом «Звезда» запускают цикл материалов в рамках проекта «Гражданские сезоны. Пермские дни памяти». Публикуем тексты, повествующие и осмысляющие те темы, которые стали предметом обсуждения во время «Гражданских сезонов»
По следам ужаса. Нелёгкий путь по Перми времён «Большого террора» в иммерсивном аудиоспектакле «Зона голоса. Пермь, 1937»
Звучащий в наушниках вкрадчивый голос артиста Александра Смирнова ведёт группу людей по улицам города. Он рассказывает о прошлом, о том, что здесь происходило 80 лет назад, в период репрессий 1937-38 года. От этих слов хорошо знакомые места приобретают неожиданно зловещий и мрачный оттенок. Это чувство усиливается, когда начинают звучать голоса потомков расстрелянных по ложным обвинениям жертв. После их слов сложно воспринимать город как раньше. Такое непростое, но важное путешествие предлагает зрителям аудиоспектакль «Зона голоса. Пермь, 1937».
К сожалению, современные театральные тенденции очень долго доходят до Перми. Пару лет назад в моду вошли иммерсивные спектакли, в которых зрители не просто наблюдатели, а активные участники действия, и зачастую эти спектакли проходят вне театральных пространств. Такие спектакли во множестве появились не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и других городах страны. Долгое время до нашего города эта мода не доходила. При этом нельзя сказать, что в Перми и крае ранее никогда не работали с подобными форматами. Когда-то в «Перми-36» была показана опера «Фиделио» в постановке Майкла Ханта, а в губахинском театре-студии «Доминанта» постоянно экспериментируют со спектаклями вне стен театра. Год назад в рамках Дягилевского фестиваля в Перми начал проходить «Remote Perm»
Remote интересен тем, что совмещает в себе сразу несколько современных театральных форматов: собственно иммерсию как вовлечение зрителя, променад как прогулку по какому-то пространству и site-specific
В основе «Зоны голоса» лежат документальные факты, свидетельства и воспоминания пермяков времени «Большого террора». В спектакле использованы материалы государственных и ведомственных архивов, архива Пермского краевого отделения общества «Мемориал», а также воспоминаний, опубликованных в региональной Книге памяти «Годы террора». Поэтому все события, персонажи, фамилии, которые называют голоса в наушниках, реальны, а информация достоверна.
Продюсер спектакля Любовь Орлова рассказывает, что идея такой необычной постановки возникла год назад, во время первых Гражданских сезонов. Тогда и началась долгая и сложная работа над этим проектом. В определённый момент проект получил грант Президента РФ на развитие гражданского общества. Сама работа над спектаклем велась тоже в достаточном редком для российской провинции стиле продюсерского театра, то есть уже под идею искали людей, которые смогли бы удачно её реализовать. Сперва началась работа над текстом
Уже к финальной части работы был подключен режиссёр. Для «Зоны голоса» специально искали молодого постановщика, который мог бы работать в столь необычном формате. В итоге поставил спектакль Марк Букин
«Работать было сложно,
— рассказывает Марк Букин,— было много материала, нужно было проделать большой объём работы. От многих вещей пришлось отказаться, потому что иначе спектакль шёл бы 7-8 часов, а спектакль такого формата всё равно не может идти больше часа-полутора, как мне кажется... Для меня это была сложная работа, потому что я не могу назвать это театром, и даже в полноценной степени спектаклем. Всё равно для меня, когда есть артист и зритель,— это, собственно, и есть спектакль. Здесь тоже были актёры, мы ведь делали записи голосов, но это всё как-то абсолютно по-другому взаимодействует со зрителем. Актёры тут уже не совсем личности, они не конкретны— не конкретно Лёша, не конкретно Аня, не конкретно наши дорогие гости. Они уже нечто большее, чем человек— они уже звук; они— это ощущение. Я считаю, что работа с медиатехнологиями, когда у тебя есть только звук, наушники и городская среда, очень многое мне дали. Я теперь понимаю, как это можно использовать в театре в дальнейшем, какие это открывает дополнительные функции».
В итоге всей этой сложной работы «Зона голоса. Пермь, 1937» должна провести своих зрителей-слушателей не только через город, но и через время, через ту эпоху, где в любую минуту жизнь может оборваться без всякой причины. Поэтому неудивительно, что пеший маршрут начинается от Памятника жертвам политических репрессий на Егошихинском кладбище. Ведёт зрителей музыка композитора Андрея Платонова и голоса артистов Александра Смирнова, Анны Огорельцевой и Алексея Каракулова, которые и рассказывают невыносимые истории тех мест, где должны пройти зрители. Их путь проходит через знаковые места, связанные с топографией террора Перми
Но этот эффект погружения выходит на полную мощь, когда голоса артистов сменяют потомки репрессированных
В итоге «Зона голоса. Пермь, 1937»
***
Читайте также:
- Проект 37/17, подготовленный силами пермского «Мемориала», «Звезды» и Центра городской культуры, посвящённый 80-летию «большого террора» и цикл публикаций «Звезды» о проекте «Последний адрес».
- Интервью Сергея Пархоменко о проекте «Последний адрес».
- Также мы прошлись по маршруту аудиогида «По дороге памяти»
— это дорожная экскурсия, рассказывающая об истории политических репрессий в XX веке: часть 1, часть 2.
Рекомендуем почитать
Очереди, возврат билетов и абонементов. Как бассейны, фитнес-клубы и театры Перми живут после введения системы QR-кодов
Новое на сайте
Самые свежие данные по заболевшим коронавирусом в Перми, России, в мире и динамика с начала пандемии
«Речной вокзал и торговый центр — это две разные Перми». Урбанист Святослав Мурунов о прошлом и будущем городов
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+