X

Новости

Сегодня
11:50 «Наш ответ „Зимней вишне“. В Прикамье создали обучающий видеоролик про пожарную безопасность
08:00 Один миллион от президента, правительства и минфина. «Левый фронт» начал подавать массовые иски против пенсионной реформы
Вчера
14:15 Оперный театр накануне своего дня рождения запускает подкаст «Речетатив»
2 дня назад
11:24 «Нас этот вариант не устраивает». Жители, чьи дома попадают в зону строительства новой железной дороги, встретились с министром транспорта
23 ноября 2018
12:12 В Перми пройдёт кастинг актёров для молодёжного сериала. Рассказываем, как принять в нём участие
22 ноября 2018
15:53 «Молот-Прикамье» расстался с главным тренером Дмитрием Крамаренко
15:18 Пермские антимонопольщики подозревают тепловиков в сговоре. ПСК и Т Плюс создали посредника для увеличения тарифа

Киноафиша из Ганы: Шокирующий примитивизм

Впервые в России, на площадках Пермской художественной галереи и Музея советского наива, пройдёт выставка уникального явления в мире изобразительного искусства — африканской киноафиши.

В середине 80-х годов прошлого века, когда человечество изобрело бытовой видеомагнитофон, для стран, так или иначе отрезанных от мировой киноиндустрии, стало настоящим откровением то, что можно увидеть на телеэкране. В подвалах СССР начали появляться видеозалы, а вот, например, в Гане — «передвижные кинотеатры».

Молодые африканские предприниматели быстро сообразили, что, владея всего тремя вещами: телевизором, магнитофоном и бензиновым генератором, можно переезжать от одной деревни к другой и показывать кино хоть на улицах. Восторженная публика рассаживалась на деревянных лавках, а то и просто на земле, и лицезрела, как Ван Дамм машет ногами, а Шварценеггер перемещается во времени.

Чем дальше, тем больше становилось видеомагнитофонов, а конкуренция — острее. Тогда и появился этот жанр примитивного искусства — любительская киноафиша как эффективная реклама для неизбалованной африканской публики.

Нынче «ганская киноафиша» — желанный предмет коллекционирования. Казалось бы, ну какая мелочь среди всего того, что было сделано за много лет в мире кино-арта. Но богатое художественное наследие, вкусы зрителей и тяжёлое экономическое положение в стране обусловили уникальный подход к такой традиционной вещи, как киноафиша. Именно из-за национального колорита эти постеры впечатляют даже больше, чем фильмы, которые они рекламируют.

Рисовали на холщовых мешках из-под муки, обычными масляными красками. Как правило, это были перерисовки оригинальных голливудских постеров и обложек видеокассет, но иногда художник фантазировал, рисуя со слов тех, кто уже видел фильм. Часто афиши создавались так, чтобы визуальные образы были понятней и ближе местным жителям. Например, в афише к фильму «Женщина-кошка» к элементам оригинального постера художник добавил кошачью голову со змеиным языком.

Зачастую мастера, чрезмерно увлекаясь и фантазируя, рисовали на плакатах то, чего вовсе не было в фильме, ведь главная задача художника — привлечь зрителя, а не в точности передать сюжет. Поэтому широкая свобода творчества и ничем не стеснённое воображение делало каждый постер уникальным, таким, что сегодня он воспринимается уже как отдельное произведение искусства, а не просто реклама.

Пермский зритель увидит не только аутентичные кинопостеры, но и работы, написанные специально для коллекционеров уже после «золотой эпохи», а также рекламные вывески из Ганы и культовую африканскую скульптуру. Ещё одной частью экспозиции станут любительские малобюджетные художественные фильмы африканского производства.

Экспонаты для выставки предоставлены Вольфгангом Штеблером, путешественником, учёным и коллекционером из Германии, много раз посещавшим Гану. Коллекция будет демонстрироваться одновременно в Пермской государственной художественной галерее и Музее советского наива с 13 ноября 2015 по 7 января 2016 года.