Кто живёт в городе? Что объединяет жителей, по каким принципам и законам?
Георгий Звездин: Я не великий поэт, но божественный
В самом начале проекта «Город» мы уже писали про Георгия Звездина — мельком, всего лишь упомянув его в числе прочих поэтов-заводчан. Но уже тогда стало ясно, что он заслуживает более пристального внимания как один из самых интересных пермских авторов — даже несмотря на то что количество стихов, написанных им за последние годы, можно пересчитать по пальцам. Выступает Георгий ещё реже, чем пишет, — за прошедшее десятилетие он выходил на сцену считаные разы, и это при том, что в авторском исполнении каждый его стих превращается в перформанс. В июне мы рассчитываем увидеть его на фестивале «Мосты», а пока что сделали с ним интервью, которое, правда, тоже превратилось в поэтические чтения.
По-моему, поэт ещё больше, чем художник, неотделим от своей биографии. Так что давай с этого и начнём
Если ты ждёшь от меня вопроса про 23 декабря 2005 года, то вот он, этот вопрос.
А как и когда вообще это впервые случилось?
И после этого ты сорвался и сам стал писать?
Учитывая, сколько у тебя в стихах аллюзий и отсылок к литературе, явно же не Яриком единым ты подпитывался.
Валяй, почему нет.
Все горожане страдают склерозом,
Обидчивостью в острой форме
И неустойчивостью походки.
Воздух так вязок,
Будто действительность каждое утро всё гуще
Небо исчерчено линий тугой паутиной
Будто ладонь, по которой оракул печальный пытался прочесть
Женственности твой секрет
Вернёмся! Меж страстью моею и нежностью так хорошо
Доверься же мне, дай я тебя проведу
По горячим любви лабиринтам
Слова бурлят у меня в мозгу
И улица, разом утратив рассудок,
Безжалостно вены вскрывает себе,
Кромсая артерии в ярости душной,
Изъедена мокрой плесенью тлена,
Отходит в небытие.
Тут нету рифмы! Не говорится ничего конкретного! Мне больше всего нравится
Ты давно перестал писать сам?
Чего же ты сейчас не пишешь, если у тебя только хорошие стихи, без проходных?
Стареющий поэт Державин
Возник в дверях кафе
Четыре пермских фонаря,
Перемигнувшись,
На все четыре стороны
Растиражировали тень его
Ты скажешь: вот он, виночерпий
Вод отходящих мира
Вот он, мироносец
Умастивший без разбора
Наши глиняные ноги
И мы с тобой поговорим
О бесполезности искусства
О том, что бесполезностью своей
Оно кощунственно,
Как всякая попытка поделить на ноль.
В окно глядят отец и сын
И видят старика в дверях кафе,
Одетого по моде середины
Восемнадцатого века.
Сын: должно быть, чьей-то
Святотатственной рукой
Ненастной этой ночи в знаменатель
Грязным кляпом вставлено зеро,
Нарушен ход вещей привычный,
Левиафан на Камский выбросился брег
И заскулил, а вот
Приметой верной дней последних
На променад выходит этот призрак,
Но все это ничто, меня смущает лишь,
Что нет у нас автомобиля
Отец: мне странно это слышать, сын!
Сейчас, когда в прихожей нашей тесной
мерцают тихо лунные ботинки
Сын: Что? Лунные ботинки?
Отец: Да, лунные ботинки
Библейских патриархов
Я заткнул за пояс.
Поверь, никто и никогда
Не оставлял в наследство
Такого редкого сокровища.
Пойми, ведь в них всего
Два шага до бессмертья
Два шага до бессмертья!
Два шага до бессмертья!
А в это время лицеист
Приходит к женщине
Она адресовалась в газете городской
Как стройная, общительная дама
Вот он разулся, в комнаты проходит
И тут его манера говорить
И двигаться ей кажется
Чрезвычайно странной.
Она почти напугана, и чтоб
Ее немного успокоить,
Он говорит:
Не бойся,
Я Уолт Уитмэн.
Тот самый щедрый и могучий.
Будь благостной и тихой
До назначенного часа
Когда приду к тебе.
Её глаза опущены
И рот её смущенно приоткрыт.
Для нас все стало в городе другим
Вот я стою на лестничной площадке
Будто Герман у графини в доме
И слушаю прибой из раковин квартирных
Или сквозь пальцы пропускаю
Песок времен напрасных.
Любимая! Отправимся на рынок
Мудрец у жизни в мелочах
Найдет себе отраду
Как ребенок, что стащил у няньки
Коробку пуговиц.
Оцепенеем в овощном ряду,
Посмотрим, как в пигментных пятнах руки
Из бурлящего рассола извлекают
Малосольный огурец.
Пускай себе другие грезят
О больших автомобилях,
О столицах.
Поверь, что даже мысль о переезде
Я находил всегда кощунственной.
Ведь это означало бы предположить,
Что где-то есть служанка,
У которой бедра шире и груди больше
Чем у тебя,
О Мери,
Неслыханное святотатство!
Стареющий поэт Державин
Выходит на трамвайный мост
И застает луну,
Снимающую грим.
Он говорит: «Почтенный председатель!
Не правда ли, всю прожитую жизнь
Сейчас находишь ты напрасной?»
И для меня безделицей Моцарта
Промчался жизни сон
Я видел русский бунт и жив остался,
Чтоб написать пять тысяч од,
Придворным стать поэтом,
А лунные ботинки, господа,
Сейчас стоят под панцирной кроватью
В комнате у лицеиста,
И одиночества его сейчас не приобресть
За все сокровища Магриба.
Воистину, нет правды на Земле,
А значит,
Нет ее и выше».
***
- Другие стихи Звездина можно найти в материале «Заводская поэзия».