7 ярких художественных акций вокруг памятника Пушкину в Перми
Сегодня день лицеиста, и когда-нибудь мы напишем историю пермских лицеев. А пока наше внимание занимает символ этого праздника — Пушкин. Вы скажете, что Пушкин — это прошлый век, зачем об этом читать. Примерно так же думали пермские художники — концептуалисты, акционисты, уличные и другие «авангардисты». Каждый день, тусуясь в центре, они видели памятник Пушкину, и, видимо, он не до конца отвечал их представлению о современности, и они включали его в свою творческую игру. Художественная интерпретация памятников и символов ушедшей эпохи проходила в разных городах, ярче всего в Москве и Петербурге, но и в Перми не скучно.
Успевайте читать
Культовая арт-группа пермских девяностых «ОДЕКАЛ» проводит в 1999 году «Опыт защиты живого искусства от мёртвого в праздничных условиях». Отзываясь на массовое празднование юбилея Пушкина, Сергей Дадаграф размещает на входных дверях библиотеки имени Пушкина плакат: «До дня рождения Пушкина осталось два месяца. Успевайте читать». Его подруга и участница «ОДЕКАЛа» Дина Дельфина, учитель русского языка литературы, отказалась участвовать в акции, поэтому Сигерсон указывает в списке участников «Вольнолюбивый дух». Кстати, духи и тени часто фигурируют в опытах «ОДЕКАЛа».
2. Акция прошла, но это не точно
Медиахудожник Сергей Тетерин одним из первых освоил пермский интернет и гулял по нему, как по пустыне, один. В 2006 году он провёл «Радиофикацию памятника Пушкину в Перми». Он подготовил фейковую новость для телевидения
«Я желал объявить по телевидению, что встроил антенну, вещающую сказки Пушкина, непосредственно в тело памятника Пушкину. Таким образом, мне бы удалось имитировать парафраз известного высказывания Маклюэна
Вставить реально свой шотландский передатчик внутрь памятника я не имел никакой технической возможности, поэтому договорился с администрацией прилежащего к памятнику детского садика, и аппарат благополучно вещал оттуда из ближайшего окна.
К сожалению, у меня нет свидетельств что хотя бы один посетитель того фестиваля подошел к памятнику и что-либо услышал с помощью подручных радиосредств. Радиус действия пушкинского FM был метров 50 наверное, то есть это было очень site specific»
3. Сверхличное публичное
В марте 2013 года на стене детского сада, ограничивающего сквер у Пушкина, появилась хрупкая работа художника Ильи Гришаева «Синтаксис». Работа «состоялась» благодаря поддержке паблик-арт программы музея PERMM и благодаря интересу Гришаева к абстракции и незаметным проявлениям.
«Я думал: если кто-то заказывает мне определенный проект
— что он от меня хочет? И поскольку заказчик обращается ко мне как к художнику— значит, он хочет получить от меня нечто сверхличное, сверхсубъективное. Было бы очень просто сделать нечто общепринятое и приятное всем»,— рассказал художник в интервью Ивану Козлову.
4. «Ах Александр Сергеевич, милый, ну что же вы нам ничего не сказали» —
спросил у Пушкина стрит-арт художник Александр Жунёв в октябре 2016 года. Возможно, единственная лирическая работа в этом сквере, не содержащая иронии по поводу памятника
5. «Пушкин это не всё»
В июле 2018 года в Музее PERMM прошла стрит-арт резиденция «Разговоры с городом», в ходе которой уличными художниками становились подростки. Новообразованная группа «не шевчук» собиралась изменить облик сквера и дома с помощью надписи. Они решили, что сквер окружает слишком много лиц-символов
6. О чём молчат койоты?
Однако в идеальном виде работа художниц продержалась недолго. Жёлтый баллон, распылённый во всю ширину стены, всё решил. Надпись «о чём молчат кайоты»
7. И не искусство вовсе
Мы могли бы указать в качестве художественных акций посиделки выпивающих студентов в сквере у Пушкина, прямо напротив отделения полиции. Из года в год они выпивают там по праздникам, и из года в год их забирают в отделение. Но пока их никто не определил как акционистов, они так и остаются просто нарушителями.
Формы художественного диалога с памятником Пушкину говорят о том, что время памятников прошло ещё в последней четверти прошлого века. Памятник не отвечает эмоциональному состоянию горожан, не отвечает их ощущению «здесь и сейчас» и выполняет скорее функцию символа, данного властью.
***
Читайте историю Ивана Козлова о «преображении Мамонтёнка»
Узнайте, что думают эксперты по поводу установки памятника Достоевскому
Вспоминайте вместе с нами проекты Саши Жунёва
Об истории создания пермских памятников, какие смыслы в них вкладывались и как менялось отношение общества к истории, высеченной в камне