X

Новости

Сегодня
14:18 На строительство музейных объектов на территории бывшего завода им. Шпагина краевые власти хотят потратить 9,5 млрд рублей
12:12 «Надеюсь услышать разумные объяснения». В 2020 году власти Перми хотят повысить тариф на проезд в общественном транспорте до 28 рублей
Вчера
18:30 В Перми поисковый отряд проведёт обучение пилотов для управления дронами. Обязательным условием курсов является дальнейшее участие в поисках пропавших людей
16:26 «Осталось добиться справедливости от МЧС». Владельцы теннисного клуба в Мотовилихе исполнили все предписания пожарных и ждут решения суда
09:50 «Победа» запустит прямые рейсы из Перми в Санкт-Петербург
2 дня назад
18:03 В Березниках общественные активисты подали в суд на чиновников
14:05 Пермский аэропорт не будет изменять полётную программу на Кипр
09:52 «Нам надоело зимой ломать ноги на тротуарах, а летом тонуть на перекрёстках». Пермяки написали петицию с требованием изменить правила содержания улично-дорожной сети
15 июля 2019
14:18 Павел Селуков стал дипломантом международной литературной премии имени Бабеля
10:57 «Если вы не в браке, вы не семья». Многодетные обвинили министерство социального развития Пермского края в дискриминации
13 июля 2019
Фото: Иван Козлов
Списки

7 ярких художественных акций вокруг памятника Пушкину в Перми

Сегодня день лицеиста, и когда-нибудь мы напишем историю пермских лицеев. А пока наше внимание занимает символ этого праздника — Пушкин. Вы скажете, что Пушкин — это прошлый век, зачем об этом читать. Примерно так же думали пермские художники — концептуалисты, акционисты, уличные и другие «авангардисты». Каждый день, тусуясь в центре, они видели памятник Пушкину, и, видимо, он не до конца отвечал их представлению о современности, и они включали его в свою творческую игру. Художественная интерпретация памятников и символов ушедшей эпохи проходила в разных городах, ярче всего в Москве и Петербурге, но и в Перми не скучно.

Успевайте читать

Культовая арт-группа пермских девяностых «ОДЕКАЛ» проводит в 1999 году «Опыт защиты живого искусства от мёртвого в праздничных условиях». Отзываясь на массовое празднование юбилея Пушкина, Сергей Дадаграф размещает на входных дверях библиотеки имени Пушкина плакат: «До дня рождения Пушкина осталось два месяца. Успевайте читать». Его подруга и участница «ОДЕКАЛа» Дина Дельфина, учитель русского языка литературы, отказалась участвовать в акции, поэтому Сигерсон указывает в списке участников «Вольнолюбивый дух». Кстати, духи и тени часто фигурируют в опытах «ОДЕКАЛа».

2. Акция прошла, но это не точно

Медиахудожник Сергей Тетерин одним из первых освоил пермский интернет и гулял по нему, как по пустыне, один. В 2006 году он провёл «Радиофикацию памятника Пушкину в Перми». Он подготовил фейковую новость для телевидения — у памятника можно будет услышать сказки Пушкина, если прийти со своим приёмником и поймать радиосигнал. «Этот памятник будет использован для трансляции в ограниченном пространстве в FM-диапазоне сказок Александра Сергеевича Пушкина. Таким образом мы попытаемся исправить тот перевес, который существует в FM-диапазоне, скажем так: слишком много музыки, слишком мало хорошего русского языка», — рассказал Сергей Тетерин Эху Москвы. Позитивная новость разошлась по СМИ, и уже в этот момент акция состоялась. Затем Сергей договорился с детским садом по соседству с памятником и установил аппарат в окне, откуда круглосуточно звучала «Сказка о царе Салтане» на частоте 93,7FM

«Я желал объявить по телевидению, что встроил антенну, вещающую сказки Пушкина, непосредственно в тело памятника Пушкину. Таким образом, мне бы удалось имитировать парафраз известного высказывания Маклюэна — „The artists of our culture — the antennae of the race“. С Маклюэном я тогда носился как с писаной торбой, а к Пушкину наоборот испытывал желание протестировать границы публичного пиетета.

Вставить реально свой шотландский передатчик внутрь памятника я не имел никакой технической возможности, поэтому договорился с администрацией прилежащего к памятнику детского садика, и аппарат благополучно вещал оттуда из ближайшего окна.

К сожалению, у меня нет свидетельств что хотя бы один посетитель того фестиваля подошел к памятнику и что-либо услышал с помощью подручных радиосредств. Радиус действия пушкинского FM был метров 50 наверное, то есть это было очень site specific» — рассказывает Сергей Тетерин.

3. Сверхличное публичное

В марте 2013 года на стене детского сада, ограничивающего сквер у Пушкина, появилась хрупкая работа художника Ильи Гришаева «Синтаксис». Работа «состоялась» благодаря поддержке паблик-арт программы музея PERMM и благодаря интересу Гришаева к абстракции и незаметным проявлениям.

«Я думал: если кто-то заказывает мне определенный проект — что он от меня хочет? И поскольку заказчик обращается ко мне как к художнику — значит, он хочет получить от меня нечто сверхличное, сверхсубъективное. Было бы очень просто сделать нечто общепринятое и приятное всем», — рассказал художник в интервью Ивану Козлову.

«Синтаксис» Фото: Иван Козлов

4. «Ах Александр Сергеевич, милый, ну что же вы нам ничего не сказали» —

спросил у Пушкина стрит-арт художник Александр Жунёв в октябре 2016 года. Возможно, единственная лирическая работа в этом сквере, не содержащая иронии по поводу памятника — скорее, по поводу времени. Монументальный портрет Юрия Шевчука из кленовых листьев всё еще держится на стене. Ходили легенды, как будто Саша прикреплял листья по ночам. Теперь нам действительно остались только легенды.

Фото: Тимур Абасов

5. «Пушкин это не всё»

В июле 2018 года в Музее PERMM прошла стрит-арт резиденция «Разговоры с городом», в ходе которой уличными художниками становились подростки. Новообразованная группа «не шевчук» собиралась изменить облик сквера и дома с помощью надписи. Они решили, что сквер окружает слишком много лиц-символов — Пушкин, Шевчук, Дягилев на стене гимназии напротив. Поначалу художницы предлагали фразу «Пушкин — это не всё», однако владелец дома возмутился в ответ на это высказывание. В итоге «не шевчук» сделали надпись «ваше мнение очень важно для вас».

6. О чём молчат койоты?

Однако в идеальном виде работа художниц продержалась недолго. Жёлтый баллон, распылённый во всю ширину стены, всё решил. Надпись «о чём молчат кайоты» — строчка из песни маргинального пермского художника Паши Мамонтёнка. Он признался, что сам это написал, «но не в качестве рекламы себя и трека». Песня доступна в сети, и, прослушав её, можно понять, что смысл работы немного изменился. В яркое и дерзкое высказывание «не шевчука» ворвалось нечто мистическое и опасное.

7. И не искусство вовсе

Мы могли бы указать в качестве художественных акций посиделки выпивающих студентов в сквере у Пушкина, прямо напротив отделения полиции. Из года в год они выпивают там по праздникам, и из года в год их забирают в отделение. Но пока их никто не определил как акционистов, они так и остаются просто нарушителями.

Формы художественного диалога с памятником Пушкину говорят о том, что время памятников прошло ещё в последней четверти прошлого века. Памятник не отвечает эмоциональному состоянию горожан, не отвечает их ощущению «здесь и сейчас» и выполняет скорее функцию символа, данного властью.

***

Читайте историю Ивана Козлова о «преображении Мамонтёнка»

Узнайте, что думают эксперты по поводу установки памятника Достоевскому

Вспоминайте вместе с нами проекты Саши Жунёва

Об истории создания пермских памятников, какие смыслы в них вкладывались и как менялось отношение общества к истории, высеченной в камне — читайте в нашемпроекте «Пермское монументальное»

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+