Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Жаждет новых потех просвещённый наш мир...». Как в Перми осваивают современный театр, и почему из этого ничего не получается
Этой осенью в Перми состоялись две премьеры в современном и модном формате иммерсивного театра. Во всяком случае, именно так они позиционировались. Это были независимый исторически-документальный проект «Зона голоса. Пермь, 1937», проходивший на улицах города, и пышно-праздничный «Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой» в фойе Театра-Театра. Это очень интересные и важные для города проекты, которые могли бы стать отличными иммерсивными спектаклями, если не две большие проблемы: во-первых — они не иммерсивные, а во-вторых — это не спектакли.
Прежде чем говорить непосредственно об этих двух постановках, стоит вкратце сказать о современном театре в Перми
Появление такого спектакля в Перми в 2017 году
При этом Пермь, будучи одним из сильнейших театральных регионов России, сильно отставала в плане освоения таких форматов. У нас были лишь единичные опыты вроде оперы «Фиделио», поставленной Майклом Хантом в «Перми-36», и практики ландшафтных спектаклей губахинского театра «Доминанта». И вот, спустя год после премьеры Remote Perm, независимо друг от друга в нашем городе появляются целых два спектакля, которые позиционируются как иммерсивные, и в них зрителям тоже надо ходить в наушниках.
Первой вышла «Зона голоса. Пермь, 1937»
Второй иммерсивный проект этой осени
Так или иначе, обсуждать эти спектакли можно в паре. Сравнение разных спектаклей
Исторический роман
Начнём с хорошего. Появление сразу двух спектаклей, которые пытаются экспериментировать и, в отличие от лирического героя Бродского, выходят из комнаты и покидают театральные залы, чтобы дать зрителю новый опыт
«Зона голоса» в этом отношении проект более значительный, хоть и менее массовый, потому что добавляет к новой форме важное содержание. Ведь по сути, это документальный спектакль о репрессиях. А документального театра в Перми, за исключением пока робких опытов студии «Открытый код», нет вообще. Про то, какое сильное впечатление производит прогулка по городу под рассказы очевидцев о том, как забирали и увозили людей на смерть, мы уже подробно писали. Это болезненный и сложный опыт, но пройти его стоит, чтобы знать и не забывать. Благо участие бесплатное, и новые показы вроде как планируются.
«Бал» в Театре-Театре дарит совсем другие ощущения. Тот красочный, позитивный и энергичный праздник, который обычно происходит на большой сцене, по причине ремонта оной переползает в фойе и поглощает его сверху до низу, вместе с актёрами и зрителями. Поэтому в фойе всё красивое, пышное, в красно-золотых тонах (есть даже золотые люди!) и в каком-то псевдо-имперском стиле. Ирэна Ярутис очень правильно поступила, что не стала воссоздавать в точности эпоху Александра Первого. Потому что от мощнейшего диссонанса, который вызвал бы подробный косплей благородного собрания в здании образца советского модернизма, Театр-Театр могло попросту разорвать на кусочки. А мы знаем, как сейчас в Перми долго строят новые театральные здания. Правда, вся внешняя красота в «Бале» сделана немного с перебором и слишком близко подбирается к опасной границе с вычурностью и пошлостью.
Людей кидают в эту красивость «Бала» резко, словно котят в воду, сразу со входа, где дворецкий объявляет имена гостей и героев романа. Потом всем пришедшим вручают передатчики с наушником, где гости театра все два часа будут слушать рассуждения Наташи Ростовой о том, как она стесняется или, наоборот, как она счастлива на балу. Затем зрителей, которые и так приходят в среднем наряднее, чем на обычный спектакль, одевают во всякие ленты, накидки, манжеты и прочие эрзац-костюмы для приведения к общему стилю. Дамам даже делают прически.
Томительное ожидание начала бала должен скрасить небольшой концерт и стихи, которые Распорядитель (Алексей Каракулов) читает, катаясь на тумбе (не спрашивайте). Далее уже на балу начинается веселье, страсти, танцы, скандалы, интриги и прочие прелести светской жизни. Зрители периодически перемещаются по фойе и даже танцуют с актёрами или друг другом. А завершается «Бал», как и подобает постановке главной русской эпопеи, поистине эпическим финалом. Уставшая, но счастливая Наташа падает без сил на пол, а в открывшихся окнах фойе театра видно, как на улицу выходят в простых народных одеждах те, кто только что в виц-мундирах и башмаках вальсировал на паркете. Идут они чётко застроенной коробкой с зажжёнными факелами, отчего легко подумать, что люди пошли сжигать книги, но, скорее всего, этот строй символизирует поднимающуюся «дубину народной войны». Впечатляющее и мощное зрелище.
Поэтому можно сказать, что «Бал» и «Зону голоса» объединяет тот сильнейший эффект, который они оказывают на зрителя, то мощное ощущение, которое эти спектакли оставляют после себя. Но в этом-то и беда, потому что ни к иммерсии, ни даже к театру эти «послевкусия» не имеют вообще никакого отношения.
Путешествие дилетантов
«В чем же дело, товарищ критик? Ведь нам так понравилось»,
«Зона голоса» сильна исключительно своим материалом. Истории жертв репрессий слушать и вправду больно, и это всё, что можно сказать. Этот материал остаётся сам по себе, а форма спектакля его никак не поддерживает и не раскрывает. Своей структурой спектакль просто не вовлекает зрителя в действие. Более того, все эти указания в наушниках, вроде «Посмотрите», «Представьте», «Задумайтесь» мало того, что подозрительно напоминают Remote Perm, так они ещё и совершенно нелепо и неуместно смотрятся рядом с тяжёлейшей историей Большого террора. Тоже самое касается и написанных на асфальте в сквере Декабристов фамилий репрессированных, и идущего на видео в конце прогулки в ЦГК ещё одного списка имён. Мало того, что это затёртый до дыр ход, так от него на язык само просится злое и нехорошее слово «самоповтор». Оно так же вспоминается, когда в одном моменте звучит «Азбука коммунизма» (А и Б сидели в КГБ...) Николая Моршена, которая также была и в «#конституциирф».
В итоге, вместо того, чтобы вовлекать зрителя, все эти элементы лишь принижают и немного оглупляют все сказанные важные слова. И это очень странно, когда в иммерсивном спектакле хуже всего работают именно элементы иммерсии. Но и спектаклем называть «Зону голоса» тоже неловко, потому что в ней нет никакого сквозного действия, развития, катарсиса и прочих красивых слов из учебника по сценаристке. Здесь не рассказывают, а пересказывают историю. Из-за этого всего «Зону голоса» разумнее считать не иммерсивным спектаклем, а просто необычной и важной экскурсией в современном формате.
Также плохо со сторителлингом и иммерсией у «Бала» в ТТ. Даже хуже. На самом деле, всё вовлечение тут ограничивается лишь несколькими приглашениями на танец и парочкой конкурсов. Большую часть времени зрителям приходиться лишь стоять и смотреть на то, как артисты танцуют, ходят туда-сюда и всё. И открывающее «Бал» хождение так сильно напоминает сделанный совместно с французским театром «NoNo» на «Пространстве режиссуры
Ещё эффект вовлечения в действие подрывает то, что периодически зрителей просят уйти с прохода или перейти в другую локацию, и делают это не герои спектакля в костюмах, а администраторы театра в красных майках. И это очень сильно бьёт по тщательно выстраиваемой атмосфере, лишний раз напоминая, что ты, на самом деле, не гость бала, а лишь зритель на спектакле. Естественно, никакого нового личного опыта из этого всего получить нельзя. Иммерсия здесь такой же эрзац, как и выдаваемые в начале элементы гардероба.
По идее, на вовлечение должен работать приём с голосом Наташи Ростовой в наушниках, но он (сюрприз!) не работает. Более того, этот сложный и дорогой технический ход с передатчиком у каждого зрителя тут совсем не нужен. Если зритель выключит передатчик или снимет наушник, то не потеряет ровным счётом ничего. Можно понять смысл этого приёма
Никакая сюжетная интрига «Бала» проистекает из плохой драматургии. Вернее, из её полного отсутствия. Сюжет в «Бале»
Действительно, «Бал» с этими своими танцами, конкурсами, нарядами, симультанностью в начале и безграничными возможностями наделать классных фото для соцсетей больше напоминает уличный праздник, перенесённый в стены театра. Как и у праздника, сюжет здесь сугубо функционален и не имеет особой важности, а свою дозу впечатления зрители получают не от вовлечения в действие, интересного сюжета, необычного переживания или нового опыта, а лишь от участия в танцах и конкурсах. Поэтому «Бал»
Из всего вышесказанного можно сделать печальный вывод, что наши постановщики просто не знают, как работать с новейшими форматами. Они пытаются разговаривать на новом театральном языке, но у них не получатся, и в итоге они создают довольно архаичные произведения. Поэтому в случае с «Зоной голоса. Пермь, 1937» и «Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой» мы, вместо двух иммерсивных спектаклей в городе, имеем одну отличную экскурсию и один ярчайший праздник, который теперь всегда с нами.
Поэтому остаётся рассчитывать лишь на то, что это неумение работать с чем-то новым
***
Читайте также: Репортаж-рецензия с иммерсивного спектакля Remote Perm.
Анонс аудиоспектакля «Зона голоса. Пермь, 1937».
Интервью с режиссёром Владимиром Гурфинкелем.
Рекомендуем почитать
Очереди, возврат билетов и абонементов. Как бассейны, фитнес-клубы и театры Перми живут после введения системы QR-кодов
Новое на сайте
Прикамский бизнес-омбудсмен попросил губернатора смягчить режим QR-кодов для фитнес-клубов
В Перми за сутки: 569 случаев заболевания коронавирусом. В России: 32 196. В мире: 448 891
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+