«Выживший». В диких условиях
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
В широкий прокат выходит новый фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» — одна из самых ожидаемых картин года и пятая попытка Леонардо ДиКаприо получить заветного «Оскара».
1823 год. Экспедиция по сбору пушнины, возглавляемая капитаном Генри (Донал Глисон) и ведомая следопытом Хью Глассом (Леонардо ДиКаприо) и его краснокожим сыном Хоуком (Форрест Гудлак), подвергается нападению индейцев племени Арикара и теряет 33 человека.
Отряд быстро грузит мех на лодку, спускается вниз по реке. Отплыв на безопасное расстояние, они вновь высаживаются на берег. Хью Гласс отправляется на разведку в лес, где на него нападает медведица гризли. Глассу удаётся убить зверя, но сам он практически разорван на части. Следопыт жив. Однако, утратив возможность передвигаться, становится обузой для экспедиции. Поняв, что группа не может тащить Гласса дальше, капитан Генри предлагает по $100 двум людям, которые согласятся остаться с раненым, будут ухаживать за ним до кончины, а потом похоронят со всеми почестями.
Остаться с Глассом решают два мальчика — Джим Бриджер (Уилл Поултер) и сын Гласса — Хоук. При этом они готовы отдать свою долю третьему человеку, который поможет им в этом деле. На миссию ценой в $300 соглашается Джон Фицджеральд (Том Харди). Отделившись от основного отряда, Фицджеральд пытается задушить Гласса, пока его не видят Джим и Хоук. Последний становится свидетелем попытки убийства Гласса и, вступив в борьбу с Фицджеральдом, погибает на глазах своего отца. Когда Бриджер возвращается в лагерь, Фицджеральд утверждает, что не знает, куда пропал Хоук. Он выдумывает историю о том, что вниз по реке видел индейцев Арикара, поэтому им нужно срочно уходить, оставив Гласса. Будучи практически заживо похороненным, Гласс всё же находит в себе силы...
***
Знакомые с книгой Майкла Панке или хотя бы отдалённо с реальными событиями, которые легли в основу картины, увидев трейлер фильма (в котором, кстати, заспойлерили убийство сына Гласса) наверняка останутся в недоумении, так как в реальности у Гласса никакого сына не было. Иньярриту ввёл его в сценарий, чтобы усилить мстительные настроения протагониста. И сделал правильно, так как, посмотрев фильм, представить его фабулу без краснокожего сына будет уже довольно сложно.
Слабо верится, что герой ДиКаприо проделал такой путь лишь ради того, чтобы поквитаться с тем, кто оставил его умирать. Это нелепо хотя бы потому, что во время своего возвращения Гласс мог умереть не один десяток раз. В остальном это классический, старомодный (в хорошем смысле) фильм о мести. И в его незатейливом сюжете нет ничего постыдного, так как в картинах подобного жанра форма часто доминирует над содержанием, а форма у «Выжившего», уж поверьте, ого-го.
***
«Выжившего» надо категорически смотреть на большом экране. Несмотря на кажущуюся простоту, это дорогущее кино, на съёмках которого кинематографисты столкнулись с массой проблем.
Так, например, фильм было решено снимать при естественном освещении, эпизоды снимать в хронологическом порядке... Это означает, что съёмки могли длиться только 2-3 часа в день, а то и меньше, так как при монтаже освещение не будет совпадать с эпизодом, снятым ранее. Кроме того, из-за постоянных перепадов температуры на локациях фильма таял и природный снег, и тонны завезённого. Во-вторых, Иньярриту совсем недавно заявил, что больше никогда в жизни не будет делать такое большое и сложное кино. «Я сумасшедший, но не идиот», — сказал он.
В этом смысле напрашивается прямая аналогия с «Гравитацией». Другой мексиканский режиссёр (и по совместительству друг Иньярриту) Альфонсо Куарон после выхода научно-фантастического фильма с Сандрой Буллок заявил, что больше никогда в жизни он не снимет подобную картину. Тогда можно было подумать, что это было сказано сгоряча, но вот прошло уже больше двух лет с премьеры «Гравитации», а мексиканец не то что не начал снимать новый фильм, а ещё даже не анонсировал его. Куарон возился с тенями и освещением, Иньярриту воевал с погодой. Для этих режиссёров съёмки «Гравитации» и «Выжившего» стали настоящим челленджем, который они запомнят на всю жизнь. Их результаты достойны того, чтобы быть оценёнными в кинотеатре.
Очередная выдающаяся операторская работа Эммануэля Любецки — отдельная тема для разговора. Разрушая четвёртую стену, Любецки заставляет зрителя проникаться каждым моментом борьбы Гласса за выживание. Через запотевший экран мы чувствуем дыхание протагониста. Во время драк на зрителя попадают капельки крови, а во время финальных кадров Леонардо ДиКаприо в буквальном смысле смотрит нам в душу, а не в камеру.
Когда речь заходит о спецэффектах, кинематографисты любят говорить, что они прибегают к ним исключительно ради того, чтобы рассказать историю. И в большинстве случаев это полная брехня. Но в случае «Выжившего» — полная правда. Схватка с медведем, вжимающая зрителя в кресло от страха и напряжения, — самое яркое тому подтверждение.
Медведица была нарисован на компьютере. Учитывая уровень современных технологий и то, что Иньярриту и Любецки решили снимать сцену одним планом, — это было оптимальным решением. Ещё лет 10 назад такой эпизод пришлось бы снимать с куклами, аниматроникой и дублёрами, а также с кучей монтажных склеек. С подобным подходом сцена не получила бы и десятой части того накала, который удалось создать Иньярриту. Мы видим лицо ДиКаприо (а не дублёра) в каких-то сантиметрах от свирепой и натуралистичной пасти медведя гризли. Можно сказать без всяких сомнений, что этот эпизод войдёт в историю кино как наиболее ужасающая и реалистичная сцена схватки человека со зверем. Важно отметить, что реалистичность тут касается не только качества спецэффектов, но и поведения животного — его непредсказуемости. Медведица подбегает к Глассу, переворачивает его, убегает, наступает ему на голову. Поведение хищника как оно есть.
Леонардо ДиКаприо сыграл далеко не лучшую свою роль, но из-за физических мытарств, через которые ему пришлось пройти как актёру на съёмках, его перформанс можно назвать самой сложной ролью в карьере. У Тома Харди получился довольно типичный злодей. А кто действительно порадовал, так это актёры второго плана в лице Уилла Поултера и Донала Глисона. Последнего вообще можно назвать главным открытием 2015 года, так как, помимо «Выжившего», он снялся в «Ex Machina», «Бруклине» и «Звёздных войнах». Отец может им гордиться.
***
11 января Леонардо ДиКаприо взял «Золотой глобус» за эту роль. Уже третий в карьере, кстати. Поэтому никакой неожиданности в этом плане не произошло. Настоящий момент истины наступит 28 февраля. Ответ на главный вопрос «Наиграл ли ДиКаприо на „Оскара“?» довольно очевиден: не наиграл. Наползал.