Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Рассказываем, как живут герои наших прошлых публикаций
Истории с продолжением. Григорий Ноговицын — о том, как становятся зависимыми независимые пермские кино и театр
«Звезда» продолжает цикл текстов, посвящённых героям наших публикаций за пять лет существования интернет-журнала. Григорий Ноговицын рассказывает о том, как он всё это время наблюдал за независимыми творческими группами в Перми. В итоге он приходит к неутешительным выводам и опять ругает культурный кластер на Заводе Шпагина.
Независимое кино
Даже страшно сказать, когда всё это началось. В январе 2016 года я принёс в редакцию коротенький список небольших творческих объединений, про которые я хотел написать цикл статей. Планировал, что публикаций будет всего несколько
И чего уж греха таить, первыми героями этих публикаций стали ребята, которых я знал ещё по учёбе в институте культуры. Собственно, первое интервью этого цикла и состоялось в общаге кулька. Это был разговор с творческим объединением «717», проводившим концерты и кинофестивали. Системно оно уже давно не работает, поскольку часть организаторов разъехалась. Так, Александр Шадрин был актёром Пермского театра кукол, но после ухода оттуда Янушкевича, уехал в Москву, где сейчас вполне успешно работает уже в Московском театре кукол. А другой со-организатор «717» Влад Рубинчик успел отслужить в армии, побывал звукорежиссёром многих независимых постановок в Перми, а сейчас отвечает за музыкальную программу благотворительного фестиваля «Всякое добро».
Больше про музыкальные проекты я не писал. Как бы мне не хотелось писать про разное творчество, в итоге весь цикл поделился на две темы: независимое кино и независимый театр в Перми. Благо и тех, и других оказалось много. Что касается кино, то, можно сказать, на моих глазах возникла «Пермская кинолаборатория». Ещё до того, как киношники-энтузиасты собрались вместе в 2017 году, я писал практически о каждом из основных участников объединения в течение 2016-го. Самым забавным вышел репортаж со съёмок одной из сцен фильма «Изнанка жестокости» (который до сих не вышел), после которых всю группу чуть не повязал товарищ майор. Это, кстати, не шутка, тот полицейский действительно был в майорском чине.
Дальше «Пермькинолаб» уверенно работал в заданном направлении
Независимые театры
С независимыми театрами всё получилось ещё интереснее. Тут я был свидетелем и хроникёром событий в прогрессии. Сначала написал о театре «КТО» (а потом и второй раз о нём), потом о «Свободном театре современного танца», «Веке жизни», «ПТАХе», «неМХАТе». В последнее время негосударственные театральные коллективы не то чтобы сильно размножились, но стали громче заявлять о себе, брать награды на фестивалях и конкурсах, гастролировать и даже открывать свои площадки. Тот же театр «КТО» сначала открыл свою сцену на улице Куйбышева, а недавно переехал в зал побольше в Мотовилихе, передав предыдущую сцену театру «Век жизни». Оба коллектива вроде как стабильно заполняют свои небольшие залы и что-то зарабатывают.
Впрочем, подъёму независимых театров поспособствовало и то, что в Перми довольно много открытых площадок: Дом актёра, частная филармония «Триумф», Часовой завод, Центр городской культуры и, куда ж без него, Завод Шпагина. В этом году на таких площадках прошли довольно громкие или отмеченные какими-то призами проекты: «МАЗЭРАША», «Пробуждение весны», «Иранская конференция», «Брут» (вот ведь подборочка-то, а?). Так что неудивительно, что именно в этом году независимые театры Перми наконец-то предприняли дельную попытку создать своё объединение. Собраться вместе они пробовали уже давно, но дальше деклараций, неформальной дружеской помощи и выступления на площадках друг друга дело не заходило.
Но этим летом после поста актёра Александра Смирнова в «Фейсбуке» всё сдвинулось в более практическую плоскость. В «Триумфе» прошла встреча представителей независимых театров, на которой обсуждалось их будущее. Потом было ещё несколько таких встреч. Я интересовался у одного из организаторов, могу ли я побывать на таком собрании, но мне прямо сказали, что пока им лучше обойтись без внимания прессы. Зато не обошлось без внимания краевого минкульта, который с самого начала был в курсе всего происходящего и даже вносил свои предложения.
В итоге этих встреч была организована Пермская краевая общественная организация поддержки творческих инициатив «Открытый театр. Объединение деятелей культуры» (согласно уставу объединения от 21 сентября 2019 года, который, как говорится в таких случаях, имеется в распоряжении «Звезды»). Это некий координационный и продюсерский центр, который поможет независимым театрам в осуществлении своей деятельности
Первое, как я понял из разговоров с участниками этого объединения, вся его суть его пока свелась лишь к обсуждению этой площадки. Поэтому коллективы, у которых есть своя сцена, вроде того же «КТО» или «Новой драмы», особого интереса к этому союзу независимых не проявили и не стали в него вступать, решив продолжить самостоятельную жизнь. А второе «но» заключается в том, где эта площадка будет расположена. Я тут зачем-то завернул интригу, хотя ты, дорогой читатель, наверняка уже понял, что речь идёт о Заводе Шпагина. Куда ж без него, ненасытного.
Я знаю и люблю тех людей, которые вошли в это объединение независимых театров, и прекрасно понимаю, зачем им это всё. Они просто задолбались мыкаться по чужим сценам. Но площадка на Заводе Шпагина может испортить им жизнь ещё больше. Я так думаю, потому что бывший мотовозоремонтный завод сейчас
Как уже более-менее опытный журналист и дипломированный менеджер в сфере культуры, я прекрасно знаю, что когда в какие-то культурные процессы вклинивается наша власть, то там тут же начинаются бюрократия и идиотизм. Порой не со зла, а просто потому, что отчёты
По этому поводу я брал небольшой комментарий у министра культуры Пермского края Вячеслава Торчинского. На мой вопрос о регулировании работы на площадке министр ответил, что заниматься этим будет само объединение «Открытый театр». Но за посещаемостью всё равно будут следить. Это хорошее обещание, но боюсь, как это обычно у нас это бывает, на деле контроля всё равно будет больше и отчётность жёстче. Поэтому, уйдя на Шпагина, пермские независимые театры могут запросто потерять свою независимость и стать просто очередным проектом, которых на этом заводе и без того до чёрта. После того, как я несколько лет наблюдал за тем, как негосударственные театры набирают силу, не хочется видеть их закабаление. Хочется верить, что этого всё-таки не случится в наступившем новом году, когда планируется начало работы площадки на Шпагина.
Рекомендуем почитать
Праздники с неопределённым сроком проведения. Неочевидные краевые фестивали этого лета, которые стоит подождать
Путешествия по городам, музеям, эпохам и нравам. Семь книг об Италии
Гриппозная Россия Кирилла Серебренникова
Новое на сайте
Tinder, Facebook, Google. Как защитить свои персональные данные, переписку и историю поиска в интернете?
В Перми начинается сезон массового зимнего спорта: открываются катки и лыжни
В Перми началась реставрация «Дачи Синакевича». Здание восстановят в первоначальном виде
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+