X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
6статей

Рассказываем, как живут герои наших прошлых публикаций

Истории с продолжением. Григорий Ноговицын — о том, как становятся зависимыми независимые пермские кино и театр

«Звезда» продолжает цикл текстов, посвящённых героям наших публикаций за пять лет существования интернет-журнала. Григорий Ноговицын рассказывает о том, как он всё это время наблюдал за независимыми творческими группами в Перми. В итоге он приходит к неутешительным выводам и опять ругает культурный кластер на Заводе Шпагина.

Независимое кино

Даже страшно сказать, когда всё это началось. В январе 2016 года я принёс в редакцию коротенький список небольших творческих объединений, про которые я хотел написать цикл статей. Планировал, что публикаций будет всего несколько — такой ограниченный и герметичный проект. Но всё пошло не по плану. Такие группы я до сих пор иногда нахожу и пишу про них, но это всё выходит весьма бессистемно.

И чего уж греха таить, первыми героями этих публикаций стали ребята, которых я знал ещё по учёбе в институте культуры. Собственно, первое интервью этого цикла и состоялось в общаге кулька. Это был разговор с творческим объединением «717», проводившим концерты и кинофестивали. Системно оно уже давно не работает, поскольку часть организаторов разъехалась. Так, Александр Шадрин был актёром Пермского театра кукол, но после ухода оттуда Янушкевича, уехал в Москву, где сейчас вполне успешно работает уже в Московском театре кукол. А другой со-организатор «717» Влад Рубинчик успел отслужить в армии, побывал звукорежиссёром многих независимых постановок в Перми, а сейчас отвечает за музыкальную программу благотворительного фестиваля «Всякое добро».

Больше про музыкальные проекты я не писал. Как бы мне не хотелось писать про разное творчество, в итоге весь цикл поделился на две темы: независимое кино и независимый театр в Перми. Благо и тех, и других оказалось много. Что касается кино, то, можно сказать, на моих глазах возникла «Пермская кинолаборатория». Ещё до того, как киношники-энтузиасты собрались вместе в 2017 году, я писал практически о каждом из основных участников объединения в течение 2016-го. Самым забавным вышел репортаж со съёмок одной из сцен фильма «Изнанка жестокости» (который до сих не вышел), после которых всю группу чуть не повязал товарищ майор. Это, кстати, не шутка, тот полицейский действительно был в майорском чине.

На съёмках фильма «Изнанка жестокости» Фото: Екатерина Харина

Дальше «Пермькинолаб» уверенно работал в заданном направлении — фильмы участников объединения попадали на интернет-конкурсы и даже большие кинофестивали, кроме того, они активно начали общаться со старшими товарищами по кино в Перми. В общем, пермское независимое жанровое кино, пусть и медленно, и преодолевая кучу трудностей, всё-таки движется своим курсом. Правда ведёт он их в сомнительную российскую киноиндустрию, которая, с одной стороны, постоянно ищет свежее мясо для мясорубки, а с другой стороны, крайне закрыта и консервативна. Российское кино уповает либо на большие блокбастеры, типа «Голливуд у нас ничего не спрашивал, но мы ему ответим», либо на арт-хаус. То уверенное и маленькое жанровое кино, которое делают пермяки, в русском кинопроме не очень-то и нужно. Но ребята делают что могут, чтобы добиться признания и лишиться статуса кинолюбителей. Удачи им в этом непростом деле.

Независимые театры

С независимыми театрами всё получилось ещё интереснее. Тут я был свидетелем и хроникёром событий в прогрессии. Сначала написал о театре «КТО» (а потом и второй раз о нём), потом о «Свободном театре современного танца», «Веке жизни», «ПТАХе», «неМХАТе». В последнее время негосударственные театральные коллективы не то чтобы сильно размножились, но стали громче заявлять о себе, брать награды на фестивалях и конкурсах, гастролировать и даже открывать свои площадки. Тот же театр «КТО» сначала открыл свою сцену на улице Куйбышева, а недавно переехал в зал побольше в Мотовилихе, передав предыдущую сцену театру «Век жизни». Оба коллектива вроде как стабильно заполняют свои небольшие залы и что-то зарабатывают.

Впрочем, подъёму независимых театров поспособствовало и то, что в Перми довольно много открытых площадок: Дом актёра, частная филармония «Триумф», Часовой завод, Центр городской культуры и, куда ж без него, Завод Шпагина. В этом году на таких площадках прошли довольно громкие или отмеченные какими-то призами проекты: «МАЗЭРАША», «Пробуждение весны», «Иранская конференция», «Брут» (вот ведь подборочка-то, а?). Так что неудивительно, что именно в этом году независимые театры Перми наконец-то предприняли дельную попытку создать своё объединение. Собраться вместе они пробовали уже давно, но дальше деклараций, неформальной дружеской помощи и выступления на площадках друг друга дело не заходило.

Мюзикл «Spring Awakening/Пробуждение весны» Фото: Ольга Забродская

Но этим летом после поста актёра Александра Смирнова в «Фейсбуке» всё сдвинулось в более практическую плоскость. В «Триумфе» прошла встреча представителей независимых театров, на которой обсуждалось их будущее. Потом было ещё несколько таких встреч. Я интересовался у одного из организаторов, могу ли я побывать на таком собрании, но мне прямо сказали, что пока им лучше обойтись без внимания прессы. Зато не обошлось без внимания краевого минкульта, который с самого начала был в курсе всего происходящего и даже вносил свои предложения.

В итоге этих встреч была организована Пермская краевая общественная организация поддержки творческих инициатив «Открытый театр. Объединение деятелей культуры» (согласно уставу объединения от 21 сентября 2019 года, который, как говорится в таких случаях, имеется в распоряжении «Звезды»). Это некий координационный и продюсерский центр, который поможет независимым театрам в осуществлении своей деятельности — реклама, продажи и прочие полезные хозяйственные аспекты, которыми творческие люди обычно владеют слабо. Полезное и нужное дело, и даже странно, что к нему пришли лишь сейчас. Впрочем, ничего странного в этом нет, если принять во внимание те самые предложения Министерства культуры — именно сейчас оно решило дать независимым театрам свою площадку, где бы те могли играть спектакли, не мотаясь по другим сценам. Тоже прекрасная вещь, в которой есть пара небольших «но».

Первое, как я понял из разговоров с участниками этого объединения, вся его суть его пока свелась лишь к обсуждению этой площадки. Поэтому коллективы, у которых есть своя сцена, вроде того же «КТО» или «Новой драмы», особого интереса к этому союзу независимых не проявили и не стали в него вступать, решив продолжить самостоятельную жизнь. А второе «но» заключается в том, где эта площадка будет расположена. Я тут зачем-то завернул интригу, хотя ты, дорогой читатель, наверняка уже понял, что речь идёт о Заводе Шпагина. Куда ж без него, ненасытного.

Я знаю и люблю тех людей, которые вошли в это объединение независимых театров, и прекрасно понимаю, зачем им это всё. Они просто задолбались мыкаться по чужим сценам. Но площадка на Заводе Шпагина может испортить им жизнь ещё больше. Я так думаю, потому что бывший мотовозоремонтный завод сейчас — это не культурный кластер, как нас уверяют, а культурная топка, в которую всё забрасывают и забрасывают любые проекты, чтобы доехать на их жаре до годовой цифры посещаемости, равной населению Перми. Вообще всё, что происходит вокруг этого «культурного кластера», на мой взгляд, проходит по категории «как, блин, не надо работать с территорией». В основном всё из-за того же перенасыщения всем чем только можно без какого-либо плана и смысла. У Художественной галереи, PERMM, Оперного театра нет особого выбора в отношении Шпагина, ведь в их нынешнем положении со зданиями даже геенна огненная покажется более выгодным местом. А вот независимые театры на заводе могут натурально сгореть.

Завод Шпагина Фото: пресс-служба администрации Пермского края

Как уже более-менее опытный журналист и дипломированный менеджер в сфере культуры, я прекрасно знаю, что когда в какие-то культурные процессы вклинивается наша власть, то там тут же начинаются бюрократия и идиотизм. Порой не со зла, а просто потому, что отчёты — это всегда отчёты. Львиная доля спектаклей негосударственных театров делается на гранты, и некоторые их требования по отчётности порой граничат с полным маразмом, и коллективам стоит больших трудов, чтобы их все соблюсти. А что начнётся, когда они въедут на площадку, закреплённую за минкультом?

По этому поводу я брал небольшой комментарий у министра культуры Пермского края Вячеслава Торчинского. На мой вопрос о регулировании работы на площадке министр ответил, что заниматься этим будет само объединение «Открытый театр». Но за посещаемостью всё равно будут следить. Это хорошее обещание, но боюсь, как это обычно у нас это бывает, на деле контроля всё равно будет больше и отчётность жёстче. Поэтому, уйдя на Шпагина, пермские независимые театры могут запросто потерять свою независимость и стать просто очередным проектом, которых на этом заводе и без того до чёрта. После того, как я несколько лет наблюдал за тем, как негосударственные театры набирают силу, не хочется видеть их закабаление. Хочется верить, что этого всё-таки не случится в наступившем новом году, когда планируется начало работы площадки на Шпагина.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь