X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Петр Лебедев

Городские фотографы. Пётр Лебедев и Мария Снигиревская

Мы продолжаем наш небольшой цикл, посвящённый рассказам о российских городских фотографах, для которых уличная фотосъёмка стала способом исследования и постижения городского пространства. В очередном выпуске — фотографы из Петербурга Пётр Лебедев и Мария Снигиревская.

В отличие от многих других героев этого цикла, Пётр и Мария — довольно известные фотографы, работы которых участвовали во множестве выставок не только в России, но и за её пределами. Уже более десяти лет они фотографируют вместе, и под многими их фотографиями стоит двойная подпись. Однако Мария не пользуется интернетом, и на наши вопросы ответил Пётр — от её и от своего имени. С удовольствием публикуем этот монолог вместе с небольшой подборкой фотографий.

С Машей все просто, то есть, всё было предопределено. Её мать — известная художник-нонконформист Наталия Жилина. С грудного возраста Маша наблюдала, как днём и ночью в их доме кипела художественная жизнь. Из постоянных гостей достаточно назвать имена художников: Владимир Шагин, Рихард Васми, Александр Арефьев, Шолом Шварц. Когда Маше исполнилось 7 лет, её отчимом стал фотограф Борис Смелов, а уже в 12 лет она стала его ученицей и помощницей. Они вместе ходили по городу, проявляли пленки и печатали фотографии. Мать посоветовала юному фотографу снимать всё что угодно, искать свое видение города и ни в коем случае не повторять то, что снимал Борис. Это было главное и единственное правило. Оно и сейчас работает.

Фото: Мария Снигиревская

Со мной все было не так однозначно. Я родился в семье технической интеллигенции. Пошёл по стопам отца и поступил в Горный институт. Недалеко от института находился Дворец Культуры им. Кирова, где имелись курсы народных фотокорреспондентов. Меня они заинтересовали, и я их прошёл. Там же был фотоклуб, в который я вступил в 1978 году. Вскоре он стал называться «Зеркало». Короче, началось всё с фотоклуба.

Фото: Петр Лебедев

Маша всю жизнь снимает двухобъективным Роллейфлексом и не собирается ничего менять. Я предпочитаю Лейку, но могу снимать любой камерой.

У каждого из нас есть своя коллекция. Это такой проект на всю жизнь и суть нашего творчества. Отдельно же можно выделить совместные съемки натюрмортов на большой формат и серию «Венеция».

Фото: Петр Лебедев

Как это ни странно, но не сейчас, а во времена СССР снимать на улице было легко, интересно, но по возможным последствиям — опасно. Как сказал один милиционер, который продержал меня в отделении восемь часов за то, что он не понял, что и зачем я фотографирую: «Я обвиню тебя в идеологической диверсии, тебя задержат, ты будешь искать Закон, но ты его никогда не найдёшь!» Сейчас легче в том смысле, что докапываются до тебя чудики, например, заявляющие: «Я главный по дому! Мне интересно, что вы тут стоите? Это частный двор, уходите отсюда». И всё в таком духе. Чувствуете разницу?

Фото: Петр Лебедев

На наш взгляд, главное в уличной фотографии — понимать ситуацию, видеть свет и не быть эмоционально вовлечённым в происходящее.

Фото: Петр Лебедев

Для Маши главное — это композиция. Искусствоведы избегают этого слова. Или используют его в смысле «состав». То есть, на полотне справа баба с цветами, слева — дети с мороженым. Хотя все нормальные художники знают, что существует композиция иного качества. Композиция, которую невозможно концептуально пересказать. Маша ищет композиции, а каждая композиция — это находка.

Фото: Мария Снигиревская

Я же исследую парадоксальность нашего видения. То, что было в жизни и то, что мы увидели — очень сильно отличается. Фотография полноценно не отвечает на вопрос, что было на самом деле, но физически открывает избирательность и ошибочность нашего видения. Используя эту особенность, можно смотреть на окружающий мир под иным углом зрения. Глупо, на мой взгляд, отказываться от такой возможности. Всё это можно назвать исследовательским интересом с целью развития собственного мировоззрения. Не больше, но и не меньше.

Фото: Петр Лебедев
Фото: Мария Снигиревская
Фото: Петр Лебедев
Фото: Петр Лебедев
Фото: Мария Снигиревская
Фото: Мария Снигиревская
Фото: Петр Лебедев
Фото: Петр Лебедев
Фото: Петр Лебедев
Фото: Петр Лебедев
Фото: Петр Лебедев
Фото: Петр Лебедев
Фото: Мария Снигиревская
Фото: Мария Снигиревская
Фото: Петр Лебедев
Фото: Петр Лебедев
Фото: Петр Лебедев
Фото: Петр Лебедев

***

Смотрите также другие материалы из этого цикла: прекрасные подборки Дмитрия Кучева из Перми, Тимура Баринова из Казани, Светланы Ларханиди из Перми, Надежды Павлючковой из Тюмени, Ирины Катаевой из Челябинской области и Алексея Чубаева из Питера.

Рекомендуем почитать

Архитектурные потери Перми 2020 года

Иван Козлов

Новое на сайте

Пермская городская дума прекращает проведение заседаний с использованием Zoom из-за санкций

Полина Путякова

В Пермском крае зафиксированы завозные штаммы COVID-19. Ограничения продлены до 23 мая

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+