Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Операция «Зачистка». Что не так с муниципальным фильтром на выборах губернатора Пермского края
Что такое муниципальный фильтр, для чего он нужен и как он преодолевается, понимают очень немногие. Выйди на улицу и спроси об этом прохожего — в ответ получишь что-то про водоочистные сооружения. На самом же деле муниципальный фильтр оказался важнейшим инструментом политической борьбы. Мы попытались разобраться в хитросплетениях его функционирования и ответить на вопрос, почему этот фильтр называют непроходимой стеной.
В Свердловской области муниципальный фильтр на выборах губернатора не преодолел Евгений Ройзман и ещё четыре кандидата. В Пермском крае за бортом остались Константин Окунев и Олег Хараськин. Все они публично заявили, что им помешал пресловутый административный ресурс, которым власти воспользовались, чтобы не допустить неугодных конкурентов на выборы.
Вот такая хитрая система, вроде как призванная сделать выдвижение кандидата легитимным. Проще говоря, человек должен заручиться поддержкой разных депутатов в разных территориях. Почему депутатов, а не простых избирателей? Видимо, потому, что депутаты
Тут возникает вопрос: многие ли депутаты на местах, что называется, советовались с избирателем перед тем, как отдавать свою подпись за того или иного кандидата? И почему вообще муниципальный депутат решает, кому выдвигаться на должность губернатора, а кому нет? Но это всё лирика, мы же будем говорить о вещах процедурных.
Так чем же конкретно недовольны не прошедшие муниципальный фильтр кандидаты? В чём, по их мнению, заключался административный ресурс?
«Нефильтрованные» пошли в суды, обращались в центральную избирательную комиссию и к президенту. Информация от кандидатов и их штабов лилась в информационное пространство тоннами. Разобраться в ней человеку, далёкому от выборных процессов, сложно. Давайте упорядочим.
«Потом только узнал, что есть такой кандидат»
Константин Окунев сдал в краевой избирком только 27 подписных листов из 245 необходимых. По его словам, собрал-то он в разы больше, но сдавать всё не стал. Во-первых, чтобы не раскрывать фамилии депутатов, которые за него подписались, а во-вторых, какая разница, 27 или 150, если этого всё равно недостаточно.
Олег Хараськин сдал положенное количество. Однако оказалось, что четыре подписи уже есть в списках, сданных за другого кандидата Степанова. Избирком забраковал эти четыре подписных листа и «бортанул» Хараськина. Тот пошёл в суд и заявил, что депутаты, чьи подписи были в списках двух кандидатов, утверждают, что не подписывались за Степанова, и готовы это подтвердить.
Как утверждают не преодолевшие фильтр кандидаты, они (Окунев и Хараськин) не угодны действующему врио губернатора Решетникову и его команде. Остальные кандидаты от системных партий призваны придать выборам видимость конкуренции. Степанов
Возвращаемся к судебному процессу, инициированному Хараськиным. Он утверждает, что в списках подписантов за Степанова есть как минимум 14 депутатов, которые этого не делали.
Вот что говорили депутаты на судебном заседании.
Виктор Нисмиянов, депутат Земского собрания Октябрьского района:
Владимир Ермаков, депутат Земского собрания Кудымкарского района:
По идее, подписываться два раза за разных кандидатов нельзя. Хотя, на самом деле, можно. По сути, получается так. Кандидаты сдают подписи депутатов, и если подписи повторяются, то засчитывается та, которая была дана раньше. В нашем случае подписи за Степанова, которых, как утверждают сами депутаты, они не давали, были заверены нотариусом 15 июня. Хараськин же выдвинулся только 27 июня.
«Четыре подписи совпадают? У Степанова они появились раньше? До свидания»,
Суд Хараськин тоже проиграл.
«Скажите прямо, чего вы от меня хотите?»
Даты сбора подписей очень важны. Окунев и Хараськин заявляют, что суть административного ресурса в этой кампании выразилась в том, что Решетников и Степанов собрали все подписи за три дня
Хотя нет, возможным, но при условии, что сбор подписей по второму разу контролируется. Это и есть суть применения административного ресурса в Пермском крае. Схема вырисовывается такая.
- Объединённый штаб Решетникова и Степанова раньше всех собирает подписи депутатов, количество которых намного превышает 245. В штабе Хараськина говорят, что за врио губерантора собрали 2500 подписей.
- При этом в 13 районах собираются подписи со всех, или почти со всех, с кого можно.
- Для того, чтобы «согласованные» кандидаты сумели собрать необходимое количество подписей, даётся распоряжение ещё раз централизованно подписаться за того или иного кандидата. Так, в списке вроде бы оппозиционных кандидатов от КПРФ и ЛДПР появляются десятки подписей от депутатов, выдвинутых «Единой Россией».
- Затем собранные подписи делятся так, чтобы, когда их сдадут в избирком, у «нужных» кандидатов они не повторялись.
Мы связались с некоторыми депутатами, подписавшимися за кандидатов от КПРФ и ЛДПР.
Так, депутат Тихановского сельского поселения Наталья Коробейникова сделала вид, что не понимает, о чём речь. Приводим ниже фрагмент телефонного разговора:
Юрий Чистых, депутат Неволинского сельского поселения, в телефонном разговоре также не смог ответить, почему поставил свою подпись за кандидата от КПРФ. Попросил перезвонить на следующий день.
«Я не от „Единой России“, а просто поддержал программу этой партии. Позвоните мне лучше завтра на работу. У меня просто сейчас встреча будет с заместителем министра»,
«В этом механизме есть риск»
Комментируя такую схему, Константин Окунев говорит, что принципиально не стал добиваться, чтобы кто-то из депутатов ставил за него вторую подпись. Поэтому он и «недобрал» подписных листов.
Хараськин же, по его словам, понимал риски, но всё же собирал вторые подписи. На четырёх, что называется, погорел. Административный ресурс сработал по отношению к обоим.
По мнению юриста Александра Минковича, работавшего в штабе Окунева, также важно, сколько вообще можно собирать подписей:
«В решении Конституционного суда говорится, что в этом механизме есть риск злоупотребления правом. Злоупотребление правом
— это когда лицо, которое действует якобы по закону, своими действиями нарушает права других людей. Конституционный суд сказал, что при сборе подписей необходимо, чтобы число собранных подписей не превышало количество необходимых на регистрацию плюс пять процентов»
На момент написания статьи Окунев и Хараськин фактически выбыли из борьбы за должность губернатора Пермского края. Евгений Ройзман, их собрат по несчастью, призвал своих сторонников бойкотировать выборы в Свердловской области. Какую стратегию выберут пермские «нефильтрованые» кандидаты
***
- Читайте также: как депутаты в разных территориях Пермского края относятся к выборам губернатора, испытывают ли давление административного ресурса и что думают о муниципальном фильтре.
- Высказывания пермских общественных и политических деятелей о том, что делать приличному человеку на выборах губернатора Пермского края.
- Колонка Виталия Ковина о ситуации, которая сложилась вокруг кандидатов на должность губернатора Пермского края.
- Какие погоды стояли в Пермском крае при разных губернаторах за последние двадцать с лишним лет.
Рекомендуем почитать
Открытое письмо пермским властям против застройки долины Егошихи
Новое на сайте
Официальная статистика по коронавирусу в Пермском крае: зафиксировано 105 случаев, скончалось 7 человек, выздоровело 100
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+