ЕГЭ как рулетка, отчисление из школы как экономия времени. Пермские старшеклассники о школе, экзаменах и других ужасах жизни
До начала череды главных экзаменов для выпускников осталось чуть больше недели. Первые ЕГЭ — по географии и литературе — пройдут 27 мая. Очевидно, чем ближе дата экзамена, тем сильнее растёт напряжение большинства нынешних одиннадцатиклассников. Интернет-журнал «Звезда» публикует монологи двух учениц и парня, который бросил школу два месяца назад. Они рассказывают о своей школьной жизни и подготовке к экзаменам, о тотальных проблемах, к которым это приводит (или не приводит), о планах на будущее (или об их отсутствии).
Алиса Кузнецова
Читая любой текст, я начинаю думать, как применила бы его на ЕГЭ; виню себя за чтение книг, которые «не пригодятся» для экзамена. В школе мне часто советуют бросить заниматься всем, что я делаю, кроме школы, потому что это отвлекает меня от экзаменов. Мы учимся в каникулы и в праздники. Многие, и я в том числе, иногда пропускают уроки просто потому, что не могут встать с кровати. Утомляет само состояние постоянного контроля
Я всегда дружила с теми, кто был старше меня, поэтому много знала про ЕГЭ, часто пыталась прорешивать варианты, а ещё вроде бы рано определилась с предметами, которые хочу сдавать (примерно в седьмом классе)
Мне повезло, потому что к ЕГЭ нас очень хорошо (и бесплатно) готовят в школе
ЕГЭ будто бы придуман, чтобы проверять накопленные знания, но в итоге сам экзамен становится целью, и вся образовательная программа с первого по одиннадцатый класс подстраивается под ЕГЭ. Это помещает знания, получаемые в школе, в очень узкие рамки, потому что ЕГЭ
Процедура ЕГЭ начинается с заполнения бланка регистрации (фамилия, имя, паспортные данные, код региона и так далее), и уже на этом этапе у нас нет права на ошибку
Раньше у меня получалось учиться на отлично, особо не стараясь, и я очень долго была уверена в своих силах, поэтому давно решила поступать в Москву или в Петербург
Мне надоело повторять, куда я хочу поступить и кем стать, как заученную скороговорку. В какой-то момент я перестала верить, что действительно всего этого хочу и что это реальная возможность, а не просто слова. Когда ты в 11 классе, всем интересно твоё будущее. Я больше не хочу думать про будущее
Аиша Аллахвердиева
Ещё я помню продлёнку. После уроков мы все шли в какой-то класс и молча делали домашку. Продлёнка не была наказанием, но ощущалась именно так. Сидишь, делаешь математику и спросить ничего нельзя, и с друзьями поиграть нельзя, и поговорить с подружкой на лавочке нельзя. В первом классе было довольно неплохо, за исключением вышеперечисленных моментов. Потом мою школу закрыли, и мне пришлось переходить в другую школу. В страшное место под названием «Гимназия № 37».
Два года в этом красно-белом здании сделали из меня тень. Я была новичком, к моему удивлению, даже если ты приходишь во втором классе, ты неизбежно вызываешь враждебность со стороны коллектива. Повысить свой социальный статус я смогла посредством наклеек. Я собрала очень крутую коллекцию наклеек, благодаря чему девочки стали более-менее меня воспринимать. Они были довольно жестокими, сделали из меня их слугу, можно так сказать. Я бегала в ближайший магазин за мороженым для них, которое я часто покупала за свои деньги. Классная наша, разумеется, видела, что класс отторгает меня, но ничего не делала. Она охотно кричала на нас, говорила, что из-за нашей тупости и того, что мы ей нервы портим, она болеет. К концу третьего класса я довольно хорошо встроилась в иерархию моего класса, обрела парочку хороших друзей.
Но в момент этой идиллии меня огорошили известием о переезде. Мы переезжаем из Екатеринбурга в Пермь, и всё решено. То есть опять стресс, опять я новичок, опять меня отторгают и всем видом показывают, что я хуже остальных. Я, к моему счастью, ошиблась, и в школе № 12 меня приняли довольно тепло. Я быстро завела друзей, привыкла к школе, моей классной руководительнице. В моем классе царила семейная и уютная атмосфера, а классная делала всё, чтобы эту атмосферу сохранить. Ей не было всё равно, она заботилась о нас. МАОУ СОШ № 12 с углубленным изучением немецкого языка
В то время у меня появились депрессивные состояния, тревога, постоянное ощущение своей бездарности и бесполезности. Не знаю, кто в этом виноват, моя депрессия или общешкольный стрессовый фон. У нас увеличились часы немецкого, мы стали заканчивать учиться в 17 часов 2 раза в неделю, потом консультации в каникулы и прочее. Я так сильно волновалась и изматывала себя, что в итоге постоянно болела, рыдала и хотела исчезнуть. Нас все время настраивали на будущее, на учёбу в вузе, на учёбу в Германии. Потом ОГЭ, опять стресс и страх, выбор будущего и т д. Как будто вот от каждого моего шага зависит моё будущее.
В 10 классе было точно так же, но жёстче. Опять учёба до 17 часов два раза в неделю, близость ЕГЭ, ещё больше нагрузки, ещё больше часов в школе, ещё страшнее. Потом стажировка в Германии на 3 месяца. А перед ней надо изучить все темы, которые мы пропустим, и сделать гору дз. Нас пугали, что если не сделаем домашние задания и в полугодии выйдут «тройки», то не поедем в Германию. Такой бред. Очевидно же, что если все готово и деньги сданы, то просто слово директора не решит ничего, однако, я испугалась. Оглядываясь на 8-10 классы, я могу сказать, что мне было тяжело, тревожно и страшно. Я думала, что я тупая, ужасная, ленивая.
Некоторым учителям в моей школе характерна такая особенность, как желание вымещать и делиться своими эмоциями с нами. Если на нашу учительницу русского накричало начальство, то на нас тоже кричат. Если у другой учительницы что-то случилось дома, на нас неизбежно срывались. Порой даже слишком сильно. Каждый день как лотерея, ты никогда не знаешь, прилетит ли тебе. Кроме этого, у нас практикуется такая тема, как любимчики, и прочая система преференций. Есть люди, которых ставят в пример, при этом унижая тебя и твои заслуги. Есть ситуации, когда вы пишете одно и то же, но у одного оценка «4», а у другого «5» и т. д. Школа
Одиннадцатый класс ударил меня ножом в живот и оставил истекать кровью. За неделю-полторы до школы у меня случилась череда истерик и панических атак. Я просто рыдала каждый день. Периодически я делала себе больно физически, больно душевно мне было постоянно. Я чувствовала, что моя жизнь не имеет ценности, что я бездарность и ничего не умею, что я не сдам ЕГЭ. Из-за ЕГЭ я тряслась больше всего. ВЕДЬ ЕГЭ РЕШИТ, КУДА Я ПОСТУПЛЮ, БЕЗ ХОРОШИХ БАЛЛОВ Я НЕ ПОСТУПЛЮ НИКУДА И БУДУ РАБОТАТЬ УБОРЩИЦЕЙ В ЧИКЕНЕ, ГОСПОДИ, ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ. Потом я думала о том, что мне надо сдавать экзамен на С1, а я не знаю немецкий и вообще я отстой. На нас давят и давят, и иногда мы не выдерживаем. Я собиралась переходить в другую школу. Мне было так страшно и плохо от мыслей про 11 класс, что мне хотелось банально сбежать.
И вот, думая о переходе в другую школу, об ограничении себя в возможностях реализации в будущем, я поймала себя на мысли. «А буду ли я когда-нибудь счастливой и довольной собой? Что если это просто я и мои тараканы в голове, а на самом деле все терпят и всё ок?»
Так вот. Я буду, однажды я буду.
И ещё кое-что, хватит терпеть. Мы можем это изменить.
Иван Никитин
Школьные дела у меня шли всегда плохо. Класса с третьего меня постоянно хотели оставить на второй год или выкинуть из школы. Но у меня всегда получалось как-то исправлять ситуацию. Но я плохо учился, никогда не делал домашку, даже списывать лень было. Вместо учёбы я гулял. Потом появился компьютер
Потом я перешёл в средние классы, там у меня ещё более менее получалось посещать уроки
Я не считал, что школа
Не помню, чтобы я до 9 класса всерьёз задумывался, что мне предстоит сдавать экзамены
Бабушка относилась к этому плохо
Везде есть учителя, которые говорят «ты ничего не сдашь, у тебя ничего не получится, мы тебя отчислим», и у меня такие были. Но подавляющее большинство учителей относились ко мне хорошо, даже поддерживали.
Вообще, до 8 класса я учился в школе № 59, там у меня всё не очень получалось, и в конце 8-го класса у меня выходила «двойка» за год по математике. Мне сказали
Когда я решил бросить школу, родители отнеслись к этому нормально. Что мне нравится
Сейчас, после того, как я бросил школу, я работаю
Я точно не знаю, чем буду заниматься дальше. Хотел бы переехать в Екатеринбург, я ездил туда пару раз, хочу пожить там какое-то время. Питер и Москва мне не особо нравятся.
Пока у меня нет конкретной цели. Но я считаю, что она должна быть у человека. Тогда будет стимул развиваться. А пока нет цели
Я считаю, что система везде нужна. Если не будет системы
Жизнь человека без образования зависит от удачи и везения. Если человек бросил школу, и у него нет никакой другой деятельности, связей
Я считаю, что мне постоянно везло. Если бы не танцы и люди, с которыми я, благодаря танцам, познакомился, был бы сейчас гопом или задротом. Так что, бросив школу, забив на это всё, я просто сэкономил нервы и время, а время
***
Читайте также: что такое школьная травля и кто в ней виноват и наши карточки о том, что делать, когда ребёнка травят в школе.
«Мы не хотим расшатывать устои». Директор пермской гимназии № 4 Татьяна Дьякова
Ранее мы писали, что школьник из Пермского края создал петицию за отмену ЕГЭ. Её подписали полмиллиона человек
Битва мнений: ЕГЭ