X

Новости

Вчера
2 дня назад
18:09 Литературный критик, урбанист и панк-журналист. В Центре городской культуры стартует новый сезон лекционной программы
17:26 Пермяков приглашают на бесплатные курсы анимации. Лучшие ученики будут работать над сериалом «Капризка»
15:21 В Перми частично обрушилась стена дома на Уральской, 110. Два года городские власти не признавали его аварийным
31 января 2019
18:33 Алексей Чусовитин: «Главная цель губернатора Максима Решетникова — вернуться в Москву вовремя»
18:01 В Перми родителям запретили дарить детям подарки на выпускных в детских садах
16:55 Проект Пермского краеведческого музея признан одним из лучших в России
14:59 На Чусовском мосту в Перми ограничат движение транспорта до 2021 года
14:43 Пермяк заплатит три тысячи рублей за несогласованный полёт дрона над эспланадой
12:01 Суд продлил заключение обвиняемому в злоупотреблении полномочий при строительстве «Первого Пермского микрорайона»
30 января 2019
19:14 Пермячка, выпавшая из окна во время пожара в ТЦ «Бажов», вышла из комы
Фото: Анастасия Яковлева
Списки

10 фактов о Масленице, про которые мы уже забыли

Блины, народные гуляния и сжигание соломенного чучела — кажется, это всё, что сегодня помнят о Масленице. Но насколько хорошо мы знаем традиции и какие неизвестные обряды сопровождают этот весенний праздник? Узнавать о малоизвестных моментах в праздновании Масленицы нам помогала этнопедагог и фольклорист Арина Медведева.

По древнему обычаю Масленица не назначалась относительно Пасхи, хотя сейчас церковный календарь утверждает её за 49 дней до Пасхи. Масленица, вероятно, имела другое название и была широким празднеством, посвящённым одной из крупнейших вех солнечного цикла. Некоторые исследователи говорят о том, что кульминацией этого праздника можно назвать дни весеннего равноденствия (20-22 марта), а вот начало празднеств и обрядовых действий начиналось раньше — за неделю до равноденствия, так как одним днём Солнце никак не обходится, в разных широтах и в разные годы равноденствие длится примерно с 17 по 25 марта.

1.Сыр с маслом или Сырная неделя

Название «Масленица» — конечно, относительно современное. Есть сведения о том, что упоминания о «Масленице» впервые были сделаны в источниках XVII века. Какова связь этого названия с сыром и маслом? Самая прямая. Именно в эту неделю позволялось кушать всё, кроме мяса — рыбу, яйца, молочные продукты, а вот уже после Масленицы начинался строгий пост, когда и масло должно быть только постным, растительным.

2. Две недели безудержного веселья

Какие-то 100-200 лет назад Масленицу праздновали аж целых две недели! Причём люди в это время не трудились, выполняли только самые необходимые дела. Воспоминания путешественников середины XIX века, которые опубликовал русский фольклорист и этнограф Михаил Забылин, свидетельствуют о том, что люди в деревнях ездили в гости, навещали всех ближних и дальних родственников, угощали друг друга блинами, караваями, пели, плясали и радовались. Мало того, есть данные и о том, что в ещё более ранние времена празднества длились аж целый месяц!

3. «Старуха-кривошейка»

Любимый и обязательный атрибут праздника — кукла Масленица (или Кострома) — олицетворение уходящей зимы, зимних сущностей, божеств (иногда его называют именем Морены, Мораны, Мары), зимних «спящих» энергий, всего отжитого-пережитого. Неслучайно в фольклоре Масленку называют «старухой», «кривошейкой», «кукургузкой», а «тело» её готовят из старой соломы, одежду — исключительно из старых тряпок. Навязывая тряпочки на куклу, привязывали то, что изжило, отжило и должно уйти. Чтобы не болела голова — вязали кукле платок, чтобы ушли болезни тела — рубаху да сарафан, чтобы не ломило поясницу — надевали кукле пояс. Сжигая Масленицу, сжигали и всё плохое, что хотелось оставить в прошлом.

Фото: Анастасия Яковлева

4. Сжигали и хоронили

Для большей части славян вопрос о том, сжигать чучело масленицы или хоронить, не стоит. Однако некоторые народности Урала (коми-пермяки) и Сибири куклу Масленицу именно хоронили (закапывали в землю, закатывали в брёвна), а на следующий год — раскапывали. Это связано с традицией похоронных обрядов: перерождение души ушедшего в мир иной может случиться только в том случае, если его похоронить в землю или пустить по воде. Огонь же, по верованиям некоторых народов, может закрыть путь к перерождению души.

Отношение славян к сжиганию тела было иным. Верили, что огонь с дымом уносит душу наискорейшим образом в мир предков. Однозначно, у славян бытовали все типы обрядов — пускание по воде, сожжение, закапывание. В разные времена и в разных местностях предпочитали разные виды обрядов. Древнейший способ — пускание по воде — сохранился в купальских обрядах, но зимой на большинстве территорий славянского мира кукол всё-таки сжигали.

5. Культ солнца, огня и предков

Масленица, как и большинство славянских праздников, самым тесным образом связана с культом солнца (огня) и предков. Блины на праздничном столе считались едой поминальной, а также являлись олицетворением культа огня и солнца. Впрочем, все круглые типы хлеба, традиционно выпекаемые хозяйками на праздники, точно так же связаны с культом предков, образом бесконечности, целого, образом солнца: каравай, колобок, бублики, оладушки, куличи, калачи и пр. Поэтому-то не обходился ни один традиционный праздничный стол без этого кушания.

Как и в святки, вся еда, оставшаяся после Масленицы, обязательно раздаётся нищим, странникам, а также домашним животным, птицам — всем тем, кто является олицетворением предков, тотемов, имеет связь с культом предков.

6. «Сакральный инструмент» и сила плодородия

Катание с гор было не только детским развлечением — молодёжь с радостью присоединялась к детворе, причём девки часто катались на донцах прялок (а прялка — это сакральный инструмент, символизирующий мужское начало). Если катались молодожёны, то их обязательно заставляли поцеловаться, скатившись с горы. Такое необычное катание, верили, наделяло землю силой плодородия. А вечерами молодёжь, конечно, собиралась в избах и плясала, играла до утра...

7. Мужик с калачом или кукла?

Интересно, что образ Масленицы выражался не только в соломенной кукле. В огромные сани впрягали 12 лошадей и в них возили наряженного мужика, который сидел на колесе, держа в одной руке калачи. Его сопровождали сидящие рядом музыканты и «поезжане», певшие песни. Такая «путаница» мужского и женского образа в одном неслучайна! Дело в том, что архаичный облик Масленицы восходит к образу дохристианских богов, которые, в народном понимании, не были собственно людьми (с их причастностью к определённому полу), а являлись некими «промежуточными», иномирными существами, совмещая в себе, зачастую, функции обоих полов.

Катание в санях, кстати, не было просто развлечением — ездили от деревне к деревне навещать своих родных, дарили им подарки, угощали вкусностями, молодожёны обязательно ездили к родне, где их одаривали. Налицо всё та же связь с культом предков, рода.

8. Бык на санях

Ещё один архаичный обряд, связанный с тотемным животным, — возить на масленичном поезде быка на огромных санях, которые были запряжены несколькими десятками лошадей и связаны с другим санями. Иногда быка водили впереди масленичного поезда. Бык здесь выступал символом солнца, родоначалия, а также проводника в мир иной.
Интересно, что в Сибири на масленичных поездах устраивался целый корабль с парусами и снастями, в который садились и люди, и медведи, и госпожа Масленица.
Всё это очень тесно перекликается с похоронными обрядами, где вода с лодкой — символы перехода за границу мира живых и мира предков, а бык — символ проводника в мир иной (во многих деревнях до середины прошлого века сохранилась традиция вести корову перед похоронной процессией).

9. Ряженые вместо лошадей

«Проводами Масленицы» называли также и такой обряд: оснащали восемь или десять дровней, в середине дровней ставили дерево в виде мачты, наверх надевали колесо, на которое иногда садился мужик и «представлял шутки, свойственные деревенскому мужику». Эту сплочённую массу возили по всем закоулкам, причём вместо лошадей запрягают несколько ряженых, а в это время перед ними прыгают и поют деревенские весельчаки.

10. Венчать не будут

На Масленичной неделе, несмотря на то, что пост ещё не начался, в православных храмах таинство венчания уже не совершают. Так что если вы планируете узаконить свои отношения и зашли на один из сайтов организаторов свадеб, которые утверждают, что жениться на Масленицу — это очень хорошая примета, помните: в это время вам будет доступна только одна услуга — штамп в паспорте от работников ЗАГСа, церковный брак будет доступен только после окончания Великого поста и Пасхальной седьмицы.

***

  • Читайте также, как приготовить идеальные панкейки (американские блинчики) — рецепт от Алёны Едигарёвой.
  • Фоторепортаж Анастасии Яковлевой с масленичных гуляний-2015.
  • Интервью с Сергеем Старостиным, «мэтром российской фолк-музыки», собирателем и исполнителем народных песен, ведущим научным сотрудником Государственного республиканского центра русского фольклора при Министерстве культуры РФ о русской народной музыке.
  • Редакционный тест-драйв: как в канун Рождества сотрудники интернет-журнала «Звезда» гадали.

Новое на сайте

«Terra inсognita в центре мегаполиса»: три российских фестиваля, проходящих на дне оврагов

Иван Козлов

Коктейль. Петушиные бои, английские полукровки и война за независимость Мексики

Денис Пирожинский