Логика сна и парадокса: Илья Гришаев и его «серебристость»
В описании своей графической инсталляции «Xe;fz/чужая», открывшейся на прошлой неделе в музее PERMM, художник Илья Гришаев говорит о свойственной ему и другим молодым авторам «серебристости». Что это такое — пока не вполне понятно. Помимо того, что это неуловимая общность, которую первым заметил петербургский художник Пётр Белый. Описание этой «серебристости» Гришаев нарочно лишает конкретики, и в этом, возможно, и есть главный смысл: пермских молодых художников объединяет нечто эфемерное, хрупкое и слабоуловимое, и сам Гришаев становится тому одним из ярчайших примеров.
Действительно, если взглянуть на многие проекты, совместно реализованные пермскими молодыми художниками, от этого ощущения трудно отделаться, и его нельзя объяснить одним только кураторским влиянием Петра Белого. Что это за явление и почему оно именно таково
А ещё в иконописной мастерской он изучил церковное искусство и понял, насколько нагружено смыслом и символикой действие, последовательность, приём или деталь. При этом Илья признаётся, что как таковой символизм он терпеть не может, но дело в другом: в том, что церковное искусство научило его понимать и принимать тотальную осмысленность любых действий.
При этом сам себя Илья не то чтобы не считал, но, во всяком случае, до определённого момента не называл художником: зато окружающие называли его так буквально с малых лет, и со временем это самоисполняющееся предсказание стало действовать. Сегодня Гришаев
Одно из таких практик в этом году стал дрейф. Сама идея дрейфа
Илья, по сути, занялся тем же, но к этому его привело не чтение французских нонконформисов, а собственный чувственный опыт. Всё началось как раз с «Арт-Перми», на которой «Союз художников» был презентован. Илья придумал водить по пространству «Пермской ярмарки» экскурсии, которые со стороны выглядели довольно безумно: в экскурсии входило скоростное катание на стульях, преодоление препятствий, разные синхронные действия, совершаемые прямо на ходу, и прочее подобное. Это было странно и причудливо, и в конце концов привело к конфликту с охранниками магазина «Карусель», которые не оценили художественности происходящего. Тогда Илья деконструировал собственную группу и дал каждому из её участников личные руководства к походу по ярмарке, чтобы сделать их опыт более персональным, сохранив при этом магию странных перемещений. Но про идею коллективных дрейфов не забыл, и ближе к лету вместе с другими художниками из СХ стал проводить их на городских улицах:
«Каждая такая прогулка делается в соавторстве,
— говорит он,— Моя группа становится коллективным телом, которое переживает коллективный опыт. При этом люди выпадают из своей повседневности, хотя, по сути, ничего особенного не происходит: город и улицы остаются теми же, какими были».
И тем не менее, все эти опыты, хотя и составляют важную часть творческой повседневности и самой личности Гришаева, но отходят на второй план по сравнению с его главными произведениями, ставшими его визитной карточкой: монохромными повторяющимися орнаментами, с которыми он плотно работает последние семь лет.
В этих орнаментах оказывается важной не столько их форма, сколько их поведение (к работам Ильи слово «поведение» применимо, насколько оно вообще применимо к графическим объектам). Они повторяются, и в самом факте этого повторения скрыта определённая драма:
«С одной стороны, это такой безобидный мотив,
— рассказывает Гришаев,— с другой— переживание тяжёлого опыта принятия того факта, что повторение существует, а сингулярности нет. Ты влюбляешься— непременно раз и навсегда— но потом всё повторяется, и ты снова влюбляешься, и снова раз и навсегда. Ты переживаешь смерть, а потом сталкивается с её повторением и переживаешь вновь. Мир переживает войну, а потом всё повторяется, и мы переживаем войну снова и снова».
В этих орнаментах есть поведение и есть определённая форма: нет только объекта. Его и не должно быть: его отсутствие, по словам Ильи, в какой-то степени обусловлено религиозной традицией. Бог не_изобразим, на его место указывают только херувимы. А если брать традицию исламскую, то там божественное и вовсе означается орнаментально.
«Любопытно,
— размышляет Илья,— что в поле современного искусства очень мало кто работает с декоративностью. Она словно исключается из этого поля, считается, что это вроде как не комильфо и зашквар. При этом для меня этот выбор очень важен: я не рисую, но пишу, и смотрю на орнамент именно как на письмо, с помощью которого ты описываешь пространство».
Именно с идеей описания пространства был связан один из самых масштабных проектов Ильи под названием «Синтаксис»
Но для Ильи «Синтаксис» был не только и не столько прагматичным опытом, призванным привести в порядок городскую среду. Иероглиф стал для него способом общения с городским пространством
Выставка под названием «Xe;fz/чужая», которая на прошлой неделе открылась на третьем этаже музея PERMM, стала квинтэссенцией этого принципа. Кажется, она привела в замешательство даже завсегдатаев музея. Выставка оказалась тотальной инсталляцией (если только возможно создать тотальную инсталляцию без объектов, целиком состоящую из орнаментальной ритмичной росписи), в которой помимо этой самой росписи не было больше ничего. Впрочем, Илья составил для неё что-то типа ключа или дорожной карты
***
Ранее мы писали о проектах, в которых принимал участие или курировал художник Илья Гришаев: Летняя художественная школа, Школа молодого художника и зрителя, «Переходное состояние», «Союз художников», «Место действия» и «Посольство только меньше».