Комета Новости с продолжением

Дневник Дягилевского фестиваля 2015

Редактор темы: Мария Трокай

С 21 мая в Перми начинается Дягилевский фестиваль. «Звезда» ведёт дневник одного из самых масштабных пермских фестивалей, отслеживая самые важные события.

Что нужно знать о Дягилевском фестивале 2015 года.

Теги

Компании

  • Пермская Опера
Следить за темой
  • В хронологическом порядке
  • Сначала новые

P. S. Известны даты проведения юбилейного Дягилевского фестиваля

Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис и главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко Фото: Анастасия Яковлева

Международный Дягилевский фестиваль завершён, но продолжается.

Уже известны даты проведения предстоящего X Дягилевского фестиваля 2016 года. В следующем году он будет проходить с 17 по 30 июня.

Жгучий Малер и кинематографичный Десятников завершили Дягилевский фестиваль

Фото: Павел Семянников

Вечером 30 мая Дягилевский фестиваль завершился торжественным концертом Фестивального оркестра под управлением дирижёра Теодора Курентзиса. Выступление ведущих музыкантов современности в составе Фестивального оркестра — это традиция пермского форума искусств. В этом году из зала велась интернет-трансляция концерта на официальном сайте театра, в фестивальном клубе и в киноцентре «Премьер».

На сцену Пермского театра оперы и балета вышли около 120 музыкантов — оркестр MusicAeterna, а также приглашённые инструменталисты Елена Ревич (скрипка), Сергей Дубов (альт), Ольга Волкова (скрипка), Алена Луговкина (флейта), Павел Стёпин (контрабас) и другие музыканты.

В первом отделении были исполнены два произведения artist-in-residence Дягилевского фестиваля Леонида Десятникова. Прозвучал вокальный цикл на стихи Елены Шварц «Путешествие Лисы на Северо-Запад» для сопрано с оркестром (премьера состоялась в октябре 2013 года), вокальную партию исполнила Венера Гимадиева. И симфоническая версия сюиты «Эскизы к Закату», написанной к фильму-фантазии режиссёра Александра Зельдовича «Закат» (1990 г.). Солировали Елена Ревич (скрипка) и Алексей Гориболь (фортепиано).

Автор присутствовал в зале.

Фото: Павел Семянников

Во втором отделении оркестр исполнил Симфонию № 5 австрийского композитора Густава Малера. Вот как об этом исполнении отозвался Леонид Десятников:

Я абсолютно сражён Пятой симфонией Малера. Она начисто вытеснила впечатление от моей музыки... Мне кажется, я никогда в жизни не слышал ничего подобного. Несмотря на то, что меня, как и всех слушателей в зале, захлёстывал обжигающий поток звуков, музыка представляется мне очень рациональной... Это абсолютно новая и невероятная интерпретация Пятой симфонии — определённо Малер 2015 года...

Интервью с композитором Леонидом Десятниковым — скоро на «Звезде».

Увидеть музыку в темноте

Фото: Анастасия Яковлева

Вечер 27 мая на фестивале был посвящён церемонии вручения Всероссийской премии «Резонанс» для молодых критиков и проекту «Медленная музыка. Концерт для фортепиано с оркестром».

Концерт, состоящий только из медленных частей классических произведений, задумали и исполнили композитор и пианист Антон Батагов, дирижёр Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna. В программу были выбраны девять фрагментов из концертов Иоганна Себастьяна Баха, В. А. Моцарта, Эдварда Грига, Людвига ван Бетховена, Йозефа Гайдна, Мориса Равеля и Сергея Рахманинова.

Фото: Анастасия Яковлева

Экспериментальный формат проекта Slow music нарушал правила исполнения академической музыки, как и правила проведения самого концерта: некоторые слушатели имели возможность расположиться на сцене рядом с оркестром, сидя на красных бархатных подушках или даже лёжа под роялем. Однако эксперимент проводился не ради разрушения шаблонов, и большинство присутствующих слушали музыку вполне традиционно со своих мест — в зале был аншлаг. Цель — в последовательном и сознательном стремлении художественного руководителя Дягилевского фестиваля Теодора Курентзиса и театра формировать и расширять возможности восприятия музыки для пермских слушателей. Как сказал Теодор Курентзис в приветственном слове в начале вечера, «сначала нужно выстроить канал», через который человек способен улавливать красоту и богатство живой музыки.

Фото: Анастасия Яковлева

Во время фестиваля театр создаёт эти возможности образовательными программами, творческими встречами с музыкантами и — главное — погружением в такую среду, где каждый может отключиться от скоротечной, мобильной и виртуальной реальности. (Другой вопрос — готовы ли зрители хотя бы на время выключить гаджеты, даже после настоятельных просьб руководителей театра?)

Медитативный концерт был приглашением оказаться в музыкальном пространстве, где время течёт иначе. И каждый, оставаясь один на один с «медленными» произведениями классиков, мог увидеть музыку в темноте.

Рассказывая о замысле концерта, дирижёр Теодор Курентзис пояснял, что во время репетиций музыканты снова и снова повторяют фрагменты, отдельные голоса и партии. Звуковой повтор на музыкальном языке называется луп (loop). Повторение позволяет вдумчиво расслышать все нюансы и все голоса произведения и заново, в визуальном образе, открыть его красоту. Вот этими открытиями музыканты поделились со слушателями во время концерта «Медленная музыка».

Космическая параллель

Считалось, что увидеть магнитное поле Солнца нельзя. Фотографии, сделанные в спектре видимого света, не могут его запечатлеть. Однако 22 мая стало известно, что космическая обсерватория NASA сделала снимок магнитного поля Солнца (Coronal Loops Over a Sunspot Group). Оно выглядит так же музыкально, как Бах в исполнении Антона Батагова и оркестра MusicAeterna.

Фото: NASA

Леонид Десятников: Я русский композитор только потому, что я не знаю, как сочиняю свою музыку

Фестивальный вечер 26 мая был посвящён 60-летнему юбилею главного русского композитора современности, по словам музыкального критика Елены Черемных, Леонида Десятникова.

Накануне в фестивальном клубе состоялась творческая встреча с Леонидом Аркадьевичем Десятниковым — одной из главных фигур Дягилевского фестиваля 2015.

Театр предлагает полную версию видео-записи этой творческой встречи:

Дуэт Ильи Грингольца и Петра Лаула

Фото: Анастасия Яковлева

Вчера, 25 мая, в камерном зале Пермской филармонии прозвучал дуэт скрипки Страдивари и рояля Stainway. В исполнении выдающихся музыкантов, уроженцев Санкт-Петербурга, — скрипача Ильи Грингольца и пианиста Петра Лаула — присутствующие на концерте услышали сонаты Роберта Шумана, Белы Бартока и Рихарда Штрауса.

Фото: Анастасия Яковлева

Илья Грингольц начал карьеру солиста в 16 лет, когда в 1998 году стал победителем Конкурса им. Паганини в Генуе, завоевав не только главную награду, но и два специальных приза. За время, прошедшее с тех пор, он создал Грингольц-квартет, который получил признание за выдающееся исполнение сочинений Бетховена, Мендельсона и Шумана, а также стал резидентом замка Эльмау (квартет базируется в Цюрихе, Швейцария).

Скрипач активно гастролирует как с сольными концертами, так и оркестровыми. Аутентичное исполнение старинной музыки — особое направление в его творчестве. Сотрудничает с такими студиями звукозаписи, как Deutsche Grammophon, Orchid Classics, BIS, Hyperion и другими.

Помимо исполнительства, Илья Грингольц преподаёт в Высшей школе искусств (Цюрих), приглашенным профессором Королевской шотландской Консерватории (Глазго).

Давнее партнёрство на сцене связывает Илью Грингольца и Петра Лаула.

Фото: Анастасия Яковлева

Пётр Лаул выступает как солист, ансамблист, сотрудничает с оркестрами Санкт-Петербургской филармонии и Мариинского театра, Московским симфоническим оркестром, оркестром Московской государственной капеллы, Nordwestdeutsche Philharmonie, оркестрами театров Дессау, Бремерхафена, Ольденбурга и многими другими. Сольные концерты Петра Лаула проходят на различных площадках России, Европы, США, Японии.

Журнал «Музыкальная жизнь» — победитель премии «Резонанс»

Жюри всероссийской премии «Резонанс» для музыкальных и театральных критиков объявило победителя в номинации «Лучшее СМИ». Им стал в этом году журнал «Музыкальная жизнь». Два представителя издания — главный редактор журнала Евгения Кривицкая и музыкально-театральный критик Дмитрий Морозов — приглашены на Дягилевский фестиваль в качестве гостей.

Ещё одним специальным гостем фестиваля стал представитель «Сетевого журнала о культуре» (г. Самара).

Анастасия Зубарева и Анна Инфантьева, кураторы премии «Резонанс»:

— В будущем мы планируем ввести номинацию «Специальный приз» для тех авторов или медиа, которые не войдут в основной состав лауреатов, но при этом заслуживают особого внимания. В первый год существования премии такой номинации ещё нет. Зато уже появился проект, который вызвал симпатию кураторов и жюри и показался перспективным. Это самарский «Сетевой журнал о культуре», интернет-издание, созданное молодой и активной редакцией. Поэтому оргкомитет премии принял решение пригласить на Дягилевский фестиваль главного редактора портала Антона Никтарова.

  • Завтра, 27 мая, на торжественной церемонии награждения в Пермском театре оперы и балета будут объявлены лауреаты премии «Резонанс» в номинации «Лучший критический текст».
  • Всероссийская премия «Резонанс» — масштабный проект, призванный поддержать молодых (не старше 35 лет) музыкальных критиков страны, пишущих об академической музыке и музыкальном театре. Премия организована совместно Пермским театром оперы и балета и Фондом поддержки современного искусства «Камера Обскура».

МАСМ выступит в Пермской художественной галерее

Помимо выступления, объявленного в программе Дягилевского фестиваля, Московский ансамбль современной музыки даст ещё один концерт 28 мая в 18:00 в Пермской государственной художественной галерее. Вход на концерт — по билетам галереи.

В программе концерта:

  • Альфред Шнитке, «Импровизация», виолончель
  • Тору Такемиццу «Воздух», флейта
  • Джачинто Шелси, три песни из цикла «Песни Козерога», голос
  • Леонид Грабовский, «Глас», кларнет
  • Сальваторе Шаррино, «Затерянный в водном городе», фортепиано
  • Янис Ксенакис, «Psappha», ударные
  • Эдисон Денисов, «Пение птиц», ансамбль и фонограмма.

Московский ансамбль современной музыки создан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при участии композитора Эдисона Денисова, признанного лидера так называемой новой музыки. В репертуаре ансамбля — произведения разных направлений и эпох: и классика, и современная музыка. МАСМ исполнил более 800 мировых и российских премьер. Заслугой ансамбля считается то, что они первыми представили новейшую российскую музыку на Западе и знакомят российских слушателей с творчеством зарубежных современных авторов. Одно из направлений деятельности ансамбля — просветительские программы, включающие конференции, мастер-классы, творческие встречи. Эту работу коллектив МАСМ в сотрудничестве со многими культурными институциями в разных регионах нашей страны проводит, чтобы повысить профессиональный уровень специалистов в области музыки и популяризировать современную музыку для широкой аудитории слушателей.

Испытание совершенством и тишиной

Фото: Анастасия Яковлева

«Если бы» — так переводится с языка хинди название спектакля современной хореографии KAASH, представленного артистами Akram Khan Company вчера, 23 мая, зрителям Дягилевского фестиваля.

Постановщик спектакля — британский хореограф и танцовщик Акрам Хан. Спектакль KAASH — его первая полнометражная работа, поставленная в 2002 году, показанная во время гастролей труппы в разных странах мира 23 раза и удостоенная награды The Critics Circle National Dance Award в номинации «Лучшая современная хореография».

Фото: Анастасия Яковлева

Этот спектакль синтезирует западный современный танец и индийский нарративный танец катхак. Впечатление, которое производят отточенные движения пятерых танцовщиков, ритмы табла, музыка Нитин Соуни и Spectre Джона Освальда в исполнении The Kronos Quartet, дополненные лаконичностью визуального оформления сцены, обезоруживает и стирает все шаблоны представлений об искусстве танца. Красота и совершенство балета обращается к бессознательному зрителя, к самым глубоким слоям его памяти, хранящим образы первооснов мироздания. Танец словно стирает все наслоения и ассоциации, приобретенные человеком на протяжении веков становления цивилизации, и обнажает совершенство самой жизни.

Фото: Анастасия Яковлева

Более всего танцовщики на сцене напоминают ожившие знаки древнего праязыка. Их движения можно сравнить с насыщенными смыслом идеограммами или иероглифами.

В искусстве каллиграфии созданный на глазах у публики иероглиф получается совершенным благодаря внутреннему настрою мастера. Собранность, предельная концентрация, абсолютное владение своим сознанием и чувствами позволяет мастеру лишь намерением воли, одним росчерком создавать неповторимый сложнейший иероглиф, воплощение красоты, чистоты и стройности мысли. Эта красота — результат многолетнего труда мастера, познающего себя в процессе овладения своим искусством. То же самое делают танцовщики Akram Khan Company на языке хореографии.

Фото: Анастасия Яковлева

Зрители во время спектакля подверглись испытанию не только исполнительским совершенством, но и тишиной, и запредельным по силе звуком, заставляющим вообразить, что театр может попасть в зону турбулентности, словно летательный аппарат.

Фото: Анастасия Яковлева

После того, как последняя нота растворилась в пространстве зала, а фигуры танцовщиков исчезли в темноте, обозначая конец представления, зал взорвался овацией, и зрители дружно встали. Артисты выходили на поклон не менее шести раз.

В Органном зале прозвучали четыре произведения Галины Уствольской

Фото: Анастасия Яковлева

Для слушателей камерного концерта Патриции Копачинской (скрипка) и Маркуса Хинтерхойзера (фортепиано) 23 мая прозвучали произведения Галины Уствольской (1919 — 2006).

В программу включены четыре сочинения: Соната для скрипки и фортепиано (1952), Вторая соната для фортепиано (1949), Пятая соната для фортепиано (1986) и Дуэт для скрипки и фортепиано (1964).

Значимость этого концерта невозможно переоценить. Событием можно считать уже то, что Дягилевский фестиваль знакомит пермскую публику и гостей фестиваля с уникальным творчеством ленинградского композитора Галины Уствольской, чьи произведения долгое время оставались неизвестными широкой аудитории. Сама Уствольская однажды назвала свои сочинения «Musik aus dem schwarzen Loch» («музыка из Чёрной дыры»). Слушателям концерта предоставилась возможность наблюдать, как воплощается эта метафора в звуке. Эти сложные для восприятия произведения экспрессивно выражают характерные черты современности: разорванность, дисгармоничность сознания человека, который испытывает хронический стресс и перегруженность информацией. Музыка требует активного внимания от слушателей и полной отдачи от исполнителей.

Фото: Анастасия Яковлева

Австрийский пианист Маркус Хинтерхойзер входит в число тех немногих музыкантов, которых Галина Уствольская считала лучшими исполнителями своей музыки. С 1993 года Маркус Хинтерхойзер был одним из кураторов программы «Течение времени» (Zeitfluss) в рамках Зальцбургского фестиваля. В 2006 году он занял должность директора концертной программы фестиваля. В 2011-м Хинтерхойзер стал на один год интендантом Зальцбургского фестиваля. С 2014 года — интендант Венского фестиваля (Wiener Festwochen).

Партиция Копачинская не впервые выступает на Дягилевском фестивале. Её исполнение на скрипке Джованни Франчески Прессенды 1834 года завораживает слушателей богатством интонационной выразительности.

Фото: Анастасия Яковлева

Во время исполнения произведений Уствольской музыканты открыли слушателям концерта и новые возможности инструментов: рояль под пальцами Маркуса Хинтерхойзера рокотал многоголосием оркестра, а скрипка Патриции Копачинской издавала голос флейты и группы ударных.

Встреча с Ириной Антоновной Шостакович

Фото: Анастасия Яковлева

Вчера, 22 мая, в клубе Дягилевского фестиваля генеральный директор издательства «DSCH», вдова Дмитрия Шостаковича Ирина Антоновна Шостакович рассказала о том, как музыкальное издательство «DSCH» и архив композитора в Москве работают над сохранением его творческого наследия.

Фото: Анастасия Яковлева

Также Ирина Антоновна Шостакович возглавляет Международную ассоциацию «Дмитрий Шостакович», основанную в 1995 году в Париже. Деятельность ассоциации направлена на увековечение памяти Шостаковича, организацию концертов, конференций, музыкальных конкурсов.

Фото: Анастасия Яковлева

Дягилевский фестиваль открылся триумфально

Фото: Анастасия Яковлева

Долгожданное открытие Международного Дягилевского фестиваля 21 мая ознаменовалось двумя мировыми премьерами. На сцене Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского публике впервые были представлены сценические постановки Пролога оперы «Оранго» и балета «Условно убитый» Дмитрия Шостаковича.

Художественный руководитель фестиваля Теодор Курентзис в приветственной речи пожелал пермякам и гостям города, чтобы каждый их день был таким же полным культурными событиями, как дни Дягилевского фестиваля.

Фото: Анастасия Яковлева

Теодор Курентзис, художественный руководитель Дягилевского фестиваля:

Я рад, что существует Дягилевский фестиваль, потому что фестиваль — это образец того, насколько развита культурная жизнь города. Естественно, у нас очень насыщенная программа. Открывает фестиваль спектакль, который нельзя назвать ни балетом, ни оперой. Это один из тех жанров, который исчез очень рано. Во времена великого декаданса, в двадцатые годы, после Первой мировой войны встретились люди разных течений, резко критикующие власть. И этот резонанс проходит через русский авангард, сохраняющий великие подвиги воображения конструктивизма и русского футуризма. И Дмитрий Дмитриевич Шостакович, ещё смелый, ещё не получивший удар со стороны Союза, рождает новый балет.

Перед началом премьеры на сцену театра вышла Ирина Антоновна Шостакович, вдова композитора, почётный гость Дягилевского фестиваля. Она поздравила всех участников и зрителей с открытием фестиваля и особенным событием: впервые на сцене представлена неоконченная опера Шостаковича «Оранго».

Фото: Анастасия Яковлева

Ирина Антоновна Шостакович:

Дмитрий Дмитриевич никогда не слышал этой музыки, сегодня мы за него её послушаем.

В первом отделении зрители услышали оперу «Оранго», во втором — балет «Условно убитый». После окончания спектакля переполненный зал Пермской оперы встал, чествуя артистов продолжительной овацией.

***

  • Пролог оперы «Оранго» — неоконченное произведение Дмитрия Шостаковича на либретто Алексея Толстого и Александра Старчакова, работа над которым велась по заказу Большого театра с 1927 по 1932 год. В основе оперы — сюрреалистический сюжет о человеке-обезьяне, выведенном путём научного эксперимента. В 20-х годах XX века тема научных открытий в области биологии и генетики была популярна. Известны эксперименты профессора биологии Ильи Иванова, проводимые им в те годы в Африке и в Сухуми, по выведению гибрида человека и обезьяны. Научный эксперимент не увенчался успехом, зато идея нашла своё отражение в произведениях искусства (например, в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»).
  • Опера «Оранго» в первоначальном замысле должна была прославлять достижения молодой науки и молодых творцов Страны Советов. Но в музыке Шостаковича тема приобрела политическое звучание и интонацию сатиры на общество эпохи НЭПа.
  • Шостакович не дописал «Оранго», были созданы лишь 11 сольных и хоровых номеров Пролога оперы, изложенных в клавире. Эта партитура была найдена в 2004 году в архиве Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки научным сотрудником Ольгой Дигонской. По просьбе вдовы композитора Ирины Антоновны Шостакович музыка неизвестного до сих пор произведения Дмитрия Шостаковича была оркестрована британским композитором и музыковедом Джерардом Макбёрни. В концертном варианте впервые Пролог оперы «Оранго» был исполнен в 2011 году в Лос-Анджелесе Лондонским оркестром «Филармония» под управлением дирижёра Эса-Пекки Салонена.
  • Балет «Условно убитый» — это набор отдельных номеров, созданных для Ленинградского мюзик-холла. До сегодняшнего дня в нашей стране они были единожды поставлены в 1931 году в виде эстрадно-циркового ревю, в котором блистали молодые Леонид Утёсов и Клавдия Шульженко.
  • Главным художественным ориентиром для постановщиков стали работы родоначальницы советского конструктивизма Александры Экстер. Разработанные ею приёмы воплотил сценограф спектакля Андрей Войтенко. Он создал иллюзию полностью занятого, многослойного пространства сцены с помощью двумерных полотен и металлических конструкций. Несмотря на кажущуюся прозрачность, эти декорации — одни из шести самых тяжёлых в театре, общий вес их — около трёх тонн!
  • Художник по костюмам Татьяна Ногинова тоже поставила театральный рекорд: для двух спектаклей ею создано около двухсот костюмов, в том числе для четвероногой артистки — немецкой овчарки.
  • Не стесняющие движений костюмы примеряют не только артисты балета, но и солисты оперы и хор musicAeterna: им приходится интенсивно и много двигаться. А в балете «Условно убитый» задействованы другие начинающие танцоры — учащиеся Пермского государственного хореографического колледжа.

Премьеры Дягилевского фестиваля пройдут в киноцентре «Премьер»

В связи с аншлагом премьерных спектаклей организована прямая трансляция открытия Дягилевского фестиваля в киноцентре «Премьер» (ул. Пионерская, 17).

Увидеть трансляцию оперы «Оранго» и балета «Условно убитый» на музыку Шостаковича можно сегодня, 21 мая, в 19 часов. Вход по билетам киноцентра «Премьер».

Также можно будет увидеть трансляцию спектакля современной хореографии Kaash 23 мая, церемонию вручения премии «Резонанс», концерт Антона Батагова и оркестра MusicAeterna «Медленная музыка. Рояль и оркестр» 27 мая и закрытие фестиваля, концерт Фестивального оркестра 30 мая.

Клубная программа Дягилевского фестиваля

В этом году Дягилевский фестиваль расширяет свои программы. Как и в прошлом году, зрителям предложен событийный клубный формат. В фестивальном клубе, расположенном на площади перед зданием Пермского театра оперы и балета, организовано пространство для свободного общения участников и зрителей международного форума. Здесь будут проходить творческие встречи с хедлайнерами фестиваля, лекции перед концертами и спектаклями, кинофильмы и видеопоказы спектаклей Пермского театра оперы и балета, номинированных на премию «Золотая Маска», дискуссии, пресс-конференции и пр.

Впервые на Дягилевском фестивале организованы специальные мероприятия для детей до 10 лет, семейная программа и даже спортивные занятия — утренние пробежки и йога на свежем воздухе в Театральном сквере. А в выходные в клубе Дягилевского фестиваля будет развёрнута ярмарка дизайнерских вещей.

В клубном павильоне откроется фотовыставка «Удиви меня!», посвящённая впечатлениям зрителей фестиваля и отражающая процесс создания творческий событий фестиваля. Проект объединит работы профессиональных фотографов и пользователей социальных сетей. Куратор фотовыставки — Мария Долгих.

Также в фестивальном клубе в преддверии вручения всероссийской премии «Резонанс» пройдёт образовательный курс для молодых музыкальных критиков, журналистов и музыкантов.

Программа фестивального клуба: